в мебели, шумное движение посуды, сами собой играющие музыкальные
инструменты, - все это иллюзии, производимые теми же причинами.
Сан-медардские конвульсионеры - явления того же рода, часто, казалось,
нарушавшие законы природы. С одной стороны, преувеличение, производимое
очарованием, особенным опьянением, причиняемым приливами астрального
света, и колебания, или реальные движения, сообщаемые инертной массе
универсальным и тонким агентом движения и жизни, с другой, - вот все, что
было в основе этих столь чудесных явлений; в этом легко убедиться,
воспроизводя, когда угодно, способами, указанными в Ритуале, самые
удивительные из этих чудес и констатируя легко доказуемое отсутствие
обмана, галлюцинации или ошибки.
После опытов с магической цепью, производимых с лицами без доброй воли и
несимпатичными, мне часто случалось внезапно пробуждаться ночью,
вследствие поистине ужасных впечатлений и прикосновений. Между прочим,
однажды ночью я ясно почувствовал давление душившей меня руки; я встал,
зажег лампу и спокойно сел за работу, чтобы использовать бессонницу и
прогнать призраки сна; тогда книги стали с шумом передвигаться, бумаги
колебались и терлись одна о другую, панели трещали, как будто собираясь
расколоться, и глухие удары раздавались в потолке. Я с любопытством, но
совершенно спокойно наблюдал все эти явления, которые были бы не менее
чудесны даже и в том случае, если бы они происходили только в моем
воображении, столько было реальности в Их виде. Впрочем, как я уже
говорил, А нисколько не испугался и в тот момент, когда они происходили,
занимался вещами, не имевшими ничего общего с оккультными науками.
Благодаря повторению подобных явлений я пришел к решению испытать опыты
вызывания посредством магического церемониала древних и достиг поистине
изумительных результатов, о которых и буду свидетельствовать в
тринадцатой главе этой работы,
12. Ламед. Л.
ВЕЛИКОЕ ДЕЛО
Discite
Crux
Великое дело - прежде всего само создание человека, т. е. полное
завоевание своих способностей и будущего; в особенности же это -
совершенная эмансипация воли, утверждающей за ним мировое царство Азота и
область Магнезии, т. е. полную власть над универсальным магическим
агентом.
Этот магический агент, который древние философы-герметисты скрывали под
именем nepвой материн, определяет формы могущей изменяться субстанции, и,
посредством его действительно, можно достигнуть превращения металлов и
всеобъемлющей врачебной науки. Это - не гипотеза, а уже испытанный и
строго доказуемый научный факт.
Николай Фламель и Раймонд Лулл, оба бедняки, явно раздавали несметные
богатства. Агриппа же достиг только первой части великого дела и умер в
нужде, единственно стараясь овладеть самим собой и укрепить свою
независимость.
Следовательно, существуют дне зависящих одна от другой герметических
операции: одна духовная, другая материальная.
Впрочем, вся герметическая наука содержится в учении Гермеса, как
говорят, первоначально вырезанном на изумрудной таблице; я объяснил уже
первые ее параграфы, теперь же привожу остальные, относящиеся к процессу
великого дела:
- 'Ты отделишь землю от огня, тонкое от плотного, - осторожно, с большим
искусством.
Он восходит от земли к небу и снова опускается па землю, и получает силу,
как от вещей высших, так и от низших.
Посредством его ты получишь славу всего мира, и всякая неясность уйдет от
тебя.
Это - сильное могущество всякой силы, ибо она победит все тонкое и
проникнет все плотное.
Так создан был мир'.
Отделить тонкое от плотного в первой, чисто внутренней, операции -
значит, освободить свою душу ото всех предрассудков и пороков, а это
достигается употреблением философской соли, т. е. мудрости, ртути, т. е.
личной ловкости и работы, и, наконец, серы, изображающей жизненную
энергию и пыл воли. Этим способом превращаются в духовное золото наименее
драгоценные предметы и даже нечистоты земли. В этом смысле нужно понимать
притчи 'собрания философов', Бернарда де Тревизан, Василия Валентина,
Марии Египетской и других пророков алхимии. Но в их сочинениях, также как
и в великом деле, нужно искусно отделять тонкое от плотного, мистическое
от положительного, аллегорию от теории.
Если вы хотите прочесть с удовольствием и понять их, - нужно сначала
понять их аллегорически, затем перейти от аллегорий к реальностям
посредством соответствий, или аналогий, указанных в единственном догмате:
Все, находящееся