Элифас леви

Учение и ритуал Высшей Магии

в мебели, шумное движение посуды, сами собой играющие музыкальные

инструменты, - все это иллюзии, производимые теми же причинами.

Сан-медардские конвульсионеры - явления того же рода, часто, казалось,

нарушавшие законы природы. С одной стороны, преувеличение, производимое

очарованием, особенным опьянением, причиняемым приливами астрального

света, и колебания, или реальные движения, сообщаемые инертной массе

универсальным и тонким агентом движения и жизни, с другой, - вот все, что

было в основе этих столь чудесных явлений; в этом легко убедиться,

воспроизводя, когда угодно, способами, указанными в Ритуале, самые

удивительные из этих чудес и констатируя легко доказуемое отсутствие

обмана, галлюцинации или ошибки.

После опытов с магической цепью, производимых с лицами без доброй воли и

несимпатичными, мне часто случалось внезапно пробуждаться ночью,

вследствие поистине ужасных впечатлений и прикосновений. Между прочим,

однажды ночью я ясно почувствовал давление душившей меня руки; я встал,

зажег лампу и спокойно сел за работу, чтобы использовать бессонницу и

прогнать призраки сна; тогда книги стали с шумом передвигаться, бумаги

колебались и терлись одна о другую, панели трещали, как будто собираясь

расколоться, и глухие удары раздавались в потолке. Я с любопытством, но

совершенно спокойно наблюдал все эти явления, которые были бы не менее

чудесны даже и в том случае, если бы они происходили только в моем

воображении, столько было реальности в Их виде. Впрочем, как я уже

говорил, А нисколько не испугался и в тот момент, когда они происходили,

занимался вещами, не имевшими ничего общего с оккультными науками.

Благодаря повторению подобных явлений я пришел к решению испытать опыты

вызывания посредством магического церемониала древних и достиг поистине

изумительных результатов, о которых и буду свидетельствовать в

тринадцатой главе этой работы,

12. Ламед. Л.

ВЕЛИКОЕ ДЕЛО

Discite

Crux

Великое дело - прежде всего само создание человека, т. е. полное

завоевание своих способностей и будущего; в особенности же это -

совершенная эмансипация воли, утверждающей за ним мировое царство Азота и

область Магнезии, т. е. полную власть над универсальным магическим

агентом.

Этот магический агент, который древние философы-герметисты скрывали под

именем nepвой материн, определяет формы могущей изменяться субстанции, и,

посредством его действительно, можно достигнуть превращения металлов и

всеобъемлющей врачебной науки. Это - не гипотеза, а уже испытанный и

строго доказуемый научный факт.

Николай Фламель и Раймонд Лулл, оба бедняки, явно раздавали несметные

богатства. Агриппа же достиг только первой части великого дела и умер в

нужде, единственно стараясь овладеть самим собой и укрепить свою

независимость.

Следовательно, существуют дне зависящих одна от другой герметических

операции: одна духовная, другая материальная.

Впрочем, вся герметическая наука содержится в учении Гермеса, как

говорят, первоначально вырезанном на изумрудной таблице; я объяснил уже

первые ее параграфы, теперь же привожу остальные, относящиеся к процессу

великого дела:

- 'Ты отделишь землю от огня, тонкое от плотного, - осторожно, с большим

искусством.

Он восходит от земли к небу и снова опускается па землю, и получает силу,

как от вещей высших, так и от низших.

Посредством его ты получишь славу всего мира, и всякая неясность уйдет от

тебя.

Это - сильное могущество всякой силы, ибо она победит все тонкое и

проникнет все плотное.

Так создан был мир'.

Отделить тонкое от плотного в первой, чисто внутренней, операции -

значит, освободить свою душу ото всех предрассудков и пороков, а это

достигается употреблением философской соли, т. е. мудрости, ртути, т. е.

личной ловкости и работы, и, наконец, серы, изображающей жизненную

энергию и пыл воли. Этим способом превращаются в духовное золото наименее

драгоценные предметы и даже нечистоты земли. В этом смысле нужно понимать

притчи 'собрания философов', Бернарда де Тревизан, Василия Валентина,

Марии Египетской и других пророков алхимии. Но в их сочинениях, также как

и в великом деле, нужно искусно отделять тонкое от плотного, мистическое

от положительного, аллегорию от теории.

Если вы хотите прочесть с удовольствием и понять их, - нужно сначала

понять их аллегорически, затем перейти от аллегорий к реальностям

посредством соответствий, или аналогий, указанных в единственном догмате:

Все, находящееся