именно так, как оно произошло. Этот опыт
произвел на меня совершенно необъяснимое действие: я уже не был прежним
человеком; что то из того мира вошло в меня; я не был ни весел, ни
печален; я испытывал странное влечение к смерти, в то же время не
испытывая ни малейшего желания прибегнуть к самоубийству. Я старательно
анализировал испытываемые мной ощущения: и, несмотря на испытываемое мной
нервное отвращение, я дважды повторил, - с короткими промежутками, - тот
же опыт. Отчет о происшедших явлениях слишком мало отличался бы от только
что рассказанного мною, - так что мне нечего добавить к этому, и без того
слишком длинному, повествованию. Результатом этих двух последних
вызываний было для меня откровение двух каббалистических секретов,
которые если бы они были всем известны, могли бы в короткое время
изменить основы и законы всего общества.
Должен Ли и заключить из этого, что я действительно вызвал, видел и
осязал великого Аполлония Тианского? Я не настолько подвержен
галлюцинациям, чтобы верить в это; ни настолько мало искренней, чтобы
утверждать это. Действие приготовлений, курений, зеркал и пантаклей -
настоящее опьянение воображения, и должно сильно действовать на уже и без
этого впечатлительную и нервную личность. Я не объясняю, в силу каких
физиологических законов я видел и осязал; я только утверждаю, что я
действительно видел и осязал, что я видел совершенно ясно, без
сновидений, и этого достаточно, чтобы поверить в реальную
действительность магических церемоний. Впрочем, я считаю это опасным и
вредным: здоровье, как физическое, так и моральное, не выдержит подобных
операций, если они станут обычными. Пожилая дама, о которой я говорил,
могла служить доказательством этого, так как, хотя она и отрицала это, но
я уверен, что она привыкла заниматься некромантией и г тией. Иногда она
молола совершенную бессмыслицу, часто сердилась безо всякого повода. Я
покинул Лондон, не видевшись больше с ней, и верно выполню свое обещание
не говорить никому ничего такого, что могло бы дать повод подозревать,
что она занимается подобными вещами, конечно, без ведома своей семьи,
которая, как я предполагаю, весьма многочисленна и занимает очень
почетное положение в обществе.
Существуют вызывания разума, любви и ненависти, но, опять таки повторяю,
ничто не доказывает, что духи действительно покидают высшие сферы, чтобы
разговаривать с нами; и даже противоположное гораздо более вероятно. Мы
вызываем воспоминания, оставленные ими в астральном свете, общем,
резервуаре универсального магнетизма. Некогда в этом свете император
Юлиан увидел богов дряхлыми, больными; новое доказательство влияния
общественного мнения на отражения того же самого магического агента,
который заставляет говорить столы, и на вопросы отвечает стуками в стены.
После вызывания, о котором только что рассказал, я старательно перечел
жизнь Аполлония, изображаемого историками, как идеал красоты и античного
изящества. Тогда я припомнил, что в последние дни своей жизни Аполлоний
был обрит и долго томился в темнице. Это обстоятельство, которое я, без
сомнения, запомнил, сам того не сознавая, - быть может, и обусловили мало
привлекательный вид моего видения, которое я рассматриваю исключительно
как самопроизвольное сновидение человека, находящегося в бодрственном
состоянии. Таким же образом я видел двух лиц, - называть их нет никакой
надобности, - и, как костюмом, так и своим видом, они совершенно
отличались от того, что я рассчитывал увидеть. Впрочем, я рекомендую
величайшую осторожность лицам, желающим заниматься подобными опытами: в
результате получается страшная усталость и часто - потрясения настолько
сильные, что могут вызвать болезнь.
Прежде чем закончить эту главу, я должен упомянуть о довольно странном
мнении некоторых каббалистов, отличающих смерть видимую от смерти
реальной и думающих, что они крайне редко совпадают. По их слонам,
большинство погребаемых людей живо, и, наоборот, многие люди, которых мы
считаем живыми, уже умерли.
Например, по их мнению, неизлечимое помешательство - неполная смерть, и
земное тело совершенно инстинктивно управляется звездным телом. Когда
человеческая душа подвергается насилию, перенести которого не может, -
она отделяется от тела и оставляет вместо себя душу животную, или
звездное тело, а вследствие этого эти человеческие останки, до известной
степени, менее живы, чем даже животное. По словам каббалистов, таких
мертвецов легко