что они бредят, читая подобные вещи, и
они спросят не галлюцинирую ли я; я же, со своей стороны, попрошу только
людей науки подумать о явлениях беременности и о влиянии воображения
женщин на форму их плода. Одна женщина, присутствовавшая при казни
человека, которого колесовали живым, родила ребенка с совершенно
изломанными членами. Пусть объяснят мне, каким образом впечатление,
произведенное на мать ужасным зрелищем, могло дойти до ребенка и изломать
все его члены, и я, в свою очередь, объясню, каким образом удары,
нанесенные и полученные во время сна, могут тяжело ранить тело лица,
получающего эти удары в воображении, в особенности, если тело этого
человека больно и подчинено нервным и магнетическим влияниям,
К области этих же самых явлений и управляющих ими законов надо отнести
также колдовство и порчу, о которой я буду еще говорить. Одержание бесом
и большинство нервных болезней, повреждающих мозг, - раны, нанесенные
нервному аппарату извращенным астральным светом, т. е. светом,
поглощенным или выброшенным в анормальном количестве. Все необычайные и
неестественные напряжения воли располагают к одержимости и нервным
болезням; вынужденное безбрачье, аскетизм, ненависть, честолюбие,
отвергнутая любовь, - все это - генераторы адских влияний. Парацельс
говорит, что женские менструации производят фантомов; с этой точки,
зрения, монастыри-рассадники кошмаров, и дьяволов можно сравнить с
головами Лернейской гидры, которые бесконечно возрождались и размножались
из крови собственных ран.
Отрицают явления столь фатального для Урбана Грандье беснования Луденских
Урсулинок; между тем, монахини действительно были одержимы истерией и
фанатическим подражанием секретным мыслям своих заклинателей, которые
передавались их нервной системе посредством астрального света. Им
передавалась ненависть, которую питали заклинатели и многие другие к
этому несчастному священнику, и это чисто внутреннее сообщение казалось
им чудесным и дьявольским наваждением. Поэтому в этом несчастном деле все
были искренни, в том числе и сам Лобардемон, который слепо выполняя
заранее предрешенный Ришелье приговор, в то же время воображал, что он
выполняет обязанности настоящего судьи, и совершенно не подозревает, что
в действительности является слугой Понтия Пилата, так как не мог смотреть
на этого кюре, вольнодумца и распутника, как на ученика Христа и
мученика.
Беснование лувверских монахинь - простая копия с такого же одержания
луденских Урсулинок: дьяволы не изобретательны и заимствуют друг у друга.
Процесс Гофриди и Магдалины де Палюд имеет несколько более странный
характер. Здесь обвиняют себя сами жертвы. Гофриди признает себя виновным
в том, что посредством простого дуновения он лишил многих женщин
способности сопротивляться его обольщениям. Молодая, красивая девушка из
благородной семьи, на которую он подул, рассказывает с мельчайшими
деталями сцены, в которых разврат смешивается с чудовищным и смешным.
Таковы обычные галлюцинации ложного мистицизма и плохо выполняемого обета
целомудрия. Гофриди и его любовница были одержимы обоюдными химерами, и
голова одного отражала кошмары другой. Разве даже маркиз де Сад не был
заразителен для некоторых слабых и больных натур?
Скандальный процесс священника Жирара - новое доказательство сумасбродств
мистицизма и являющихся его следствием нервных болезней. Обмороки девицы
Кадиер, ее зкстазы, стигматы - все это было столь же реально, как и
безрассудный и, быть может, непроизвольный разврат ее духовного отца,
Когда он хотел ее бросить, - она донесла на него, и обращение этой
девушки было только местью, ибо нет ничего бессердечнее развратной любви.
Могущественное общество, вмешавшееся в процесс Грандье, чтобы погубить в
лице его возможного сектанта, спасло отца Жирара ради спасения чести
всего общества. Впрочем, Грандье и Жирар, хотя и совершенно различными
путями, достигли одних и тех же результатов, рассмотрением которых я
специально займусь в шестнадцатой главе.
Своим воображением мы действуем на воображение других, нашим сидеральным
телом - на их тело, нашими органами - на их органы, так что посредством
симпатии, как очарования, так и одержания, - мы завладеваем друг другом и
отождествляемся с теми, на кого хотим подействовать. Часто резко
выраженная антипатия, являясь результатом сопротивления подобной власти,
заменяет собой самую сильную симпатию. Любовь стремится отождествить
любящих; отождествляя же, она часто