законов природы и
только слабое изображение морального извращения, ежедневно являющегося
результатом подозрительной симпатии.
Рассказывают о ревнивом и подлом человеке, который, чтобы отомстить
своему сопернику, заразил себя неизлечимой болезнью. Такова ужасная
история каждого магиста или, вернее, колдуна, занимающегося колдовством.
Он отравляет себя, чтобы отравлять других; он осуждает себя, чтобы
мучить: он вдыхает ад, чтоб потом его выдохнуть; он смертельно ранит
себя, чтоб умерщвлять других; обладая подобной печальной храбростью, он
может быть вполне уверен, что отравит и убьет одним только стремлением
своей развращенной воли.
Существуют страсти, убивающие так же как ненависть, и доброжелательность
мучить злых. Молитвы, с которыми обращаются к Богу, чтобы обратить
кого-нибудь, приносят несчастье этому человеку, если он не хочет
обратиться. Как я уже говорил, утомительно и опасно бороться против
флюидических токов, производимых цепями объединенных волей.
Следовательно, существует два рода колдовства: колдовство невольное и
колдовство произвольное. Можно также различать колдовство физическое от
колдовства морального.
Сила притягивает силу, жизнь привлекает жизнь, здоровье притягивает
здоровье; таков закон природы.
Если два ребенка живут вместе, а в особенности спят в одной комнате, - и
один из них слаб, а другой силен, - сильный поглощает слабого, и тот
погибнет. Поэтому-то необходимо, чтобы дети всегда спали одни.
В пансионах некоторые ученики поглощают ум других, и в каждом собрании
скоро находится индивидуум, завладевающий волей других.
Как я уже заметил, колдовство посредством токов - самая обыкновенная
вещь; толпа увлекает не только физически, но и морально. Но в этой главе
мне предстоит главным образом констатировать почти абсолютную власть
человеческой воли над определением своих поступков и влияние всякого
внешнего проявления воли даже и на наружные вещи.
Произвольное колдовство еще и теперь часто наблюдается в наших деревнях,
так как у невежественных и уединенно живущих лиц природные силы действуют
совершенно не ослабляясь сомнением и не отклоняясь в сторону. Ненависть,
откровенная, абсолютная и без всякой примеси отвергнутой страсти или
личной жадности, - в известных обстоятельствах, смертный приговор для
предмета этой ненависти. Я говорю 'без примеси любовной страсти или
жадности', потому что всякое желание, будучи в то же время притяжением,
усовершенствует и уничтожает силу выбрасывания. Так, например, ревнивец
никогда действительно не околдует своего соперника, и жадный наследник
силой своей воли не сократит жизни скупого и живучего дядюшки.
Колдовство, производимое в подобных условиях, падает на того, кто его
производит, и скорее полезно, чем вредно для лица, против которого оно
направлено, так как освобождает его от злобы, которая чрезмерно
возбуждаясь, сама себя уничтожает.
Слово 'колдовство' (envoutement) очень энергичное в своей галльской
простоте, удивительно точно выражает обозначаемое им понятие:
'околдовать' (envoulter) - значит взять и окутать кого-нибудь желанием,
твердо выраженной волей.
Орудие колдовства - сам великий магический агент, который, повинуясь злой
воле, становится тогда действительно и положительно демоном.
Так называемое колдовство, т. е. совершаемая с обрядами операция с целью
повредить кому-нибудь, - действует только на самого оператора, и цель его
колдовства - укрепить и подтвердить волю оператора, настойчиво и с силой
ее формируя; эти два условия делают волю действительной.
Чем трудней и ужасней операция - тем она действительней, так как тем
сильнее действует на воображение и подтверждает волю прямо
пропорционально преодоленному ею сопротивлению.
Этим объясняются причудливость и даже жестокость черной магии в древности
и в средние века, черные мессы, причащение гадов, пролитие крови,
человеческие жертвы и другие чудовищности, являющиеся самой сущностью
г тии, или нигромантии. Подобные действия во все времена навлекали на
колдунов справедливую кару законов, В самой основе своей черная
магия-сочетание святотатства и убийства с целью навсегда развратить
человеческую волю и в живом человеке создать омерзительный призрак
дьявола. Следовательно, это, собственно говоря, - религия дьявола, культ
мрака, ненависть к добру, доведенная до высшей степени, воплощение смерти
и создание ада.
Каббалист Боден, которого никоим образом нельзя считать слабым и
суеверным