он знал ее страшную силу, но без сомнения, хотел
опорочить ее деяния, чтобы дискредитировать черную магию. Он считает, что
всемогущество мага заключается во внутреннем и тайном 'magnes'. - Самый
опытный из современных магнетизеров не мог бы лучше выразиться. - Однако,
для лечения болезней он рекомендует употребление магических знаков и, в
особенности, талисманов. В восемнадцатой главе мне придется еще вернуться
к талисманам Парацельса, излагая, по Гаффарелю, очень важный вопрос об
оккультных иконографии и нумизматике.
От колдовства лечат также заменой, если она возможна, и разрывом или
отвращением астрального тока. Деревенские традиции обо всем этом прямо
удивительные, и, конечно, существуют много веков - это - остатки учения
друидов, посвященных в мистерии Египта и Индии путешествующими
иерофантами. В народной магии известно, что колдовство, т. е.
определенное и подтвержденное поступками желание творить зло, всегда
достигает своей цели, и колдун не может отказаться от своего злодеяния,
не подвергая себя смертельной опасности. Колдун, освобождающий
кого-нибудь от своих чар, должен иметь какой-нибудь другой предмет для
своей злобы, иначе он уверен, что сам будет поражен и погибнет жертвой
своего собственного колдовства. Так как астральное движение совершается
по кругу, то всякое азотическое или магнетическое испускание, не
встречающее своего 'медиума', с силой возвращается к своей точке
отправления; этим объясняется одна из самых странных историй священной
книги - о демонах, посланных в свиней, которые бросились в море. Целью
этого дела высшего посвящения было разорвать магнетический ток,
зараженный злыми волями. - Имя мое легион, - говорил инстинктивный голос
больного, - ибо нас много.
Одержание бесом - колдовство, и в наше время существует неисчислимое
множество одержимых. Святому монаху, посвятившему себя служению
помешанным, Илариону Тиссо, благодаря долгому опыту и практике
христианских добродетелей, удалось излечить много больных, и, сам того не
зная, он употребляет магнетизм Парацельса. Он приписывает большинство
болезней либо расстройству воли самого больного, либо злому влиянию
посторонней воли; все преступления он считает поступками безумных и хотел
бы, чтобы злых лечили, как больных, а не раздражали их еще больше и
делали неизлечимыми под предлогом наказания. Сколько пройдет времени,
прежде чем монах Иларион будет признан гениальным человеком, и сколько
серьезных людей, прочтя эту главу, скажет, что я и Иларион Тиссо должны
лечить друг друга, следуя общим нам идеям и остерегаясь публиковать свои
теории, если не хотим, чтобы нас приняли за врачей, которых нужно
поместить в лечебницу для неизлечимо больных.
- И все таки она вращается! - воскликнул Галилей, топнув ногой. - Вы
познаете истину, и она сделает вас свободными, - сказал Спаситель
человечества. Можно было бы добавить: Вы полюбите справедливость, и она
сделает вас здоровыми. - Порок - яд даже для тела, и истинная добродетель
залог долгой жизни.
Методы, сопровождаемого обрядами колдовства, меняются сообразно времени и
лицам; и все люди, коварные и господствующие над другими, сами открывают
его секреты. Поступая таким образом, они инстинктивно следуют внушениям
великого агента, который как я уже говорил, превосходно приспособляется к
нашим порокам и добродетелям; вообще, можно сказать, что мы подчиняемся
воле других по аналогии с нашими склонностями и, в особенности,
недостатками.
Поощрять чьи-нибудь слабости, - значит, завладеть этим человеком и
сделать его своим орудием. Когда две аналогичных по своим недостаткам
натуры подчиняются друг другу, происходит род замены слабого более
сильным и настоящее одержание одного духа другим. Часто слабый
сопротивляется, хочет возмутиться, и в результате становится еще более
рабом. Так, Людовик XIV составлял заговоры против Ришелье, а потом
получал прощение, выдавая своих соучастников.
Все мы имеем какой-нибудь преобладающий недостаток, и, влияя на него,
враг всегда может завладеть нами; тщеславие для одних, лень для других,
эгоизм для большинства. Если коварный и злой дух завладеет этим рычагом,
- вы погибли. Вы становитесь тогда не помешанным, не идиотом, но
отчужденным (aliene), в точном значении этого слова, т. е. подчиненным
постороннему импульсу. В этом состоянии вы испытываете инстинктивный ужас
ко всему тому, что может вернуть вам разум, и не хотите даже слышать
увещаний, противоречащих вашему безумию.