Тут женщина спустилась, легла на расстеленную циновку и
муж перерезал ей горло. Тело стал потрошить, сперва резал
внутренности, раздавал кусочки печени. Помнил наставления жены:
Всю разрежь, даже голову, все кусочки раздай!
Взял кусок и себе.
Мясо отнесли в деревню, но не в старую, которую теперь
покинули. Чамакоко построили новые дома, расчистили новые
огороды. Свой кусочек мяса каждый укрепил на воткнутом в землю
шесте.
Затем люди двинулись на реку ловить угрей. Но многие
ворчали:
Зачем ловить, для кого?
Вот, вот, говорил один. Я поймаю сейчас штуки три для
себя, а коли проголодаюсь, так поймаю еще.
Вечером жарили угрей, спали под открытым небом. Утром
домой идти не хотелось. Как-то не верилось, что женщины
возродятся. 'Наверное Айштувенте нас обманула, думали почти
все. Пойдем сейчас в деревню, а там и нас самих прикончат!'.
Опасаясь возвращаться, люди провели у реки вторую ночь.
После этого отправили на разведку шамана. Но он не решился
войти в селение, повернул с половины дороги и объявил, что мясо
на шестах съели осы. Послали другого шамана. Тот подтвердил:
Мясо сгнило, поедено осами и никуда не годится.
Да только на самом деле ничего он не видел, тоже вернулся
назад, не дойдя до дома.
Дальше предложили пойти одному молодому человеку. Сказали
его отцу:
Пусть сын твой сходит посмотрит.
Юноша согласился и там, где шаманы посильнее его ничего не
добились, он одолел препятствия: пролетел до дерева птицей, а
спустившись и вновь став мужчиной, принялся вслушиваться и
вглядываться.
Около деревни женщины собирали хворост. Одна говорит
ребенку:
Разведи огонь и жди отца. Никого на дороге нет?
Слышался смех. Радость переполняла молодого шамана.
Что это? Что это за новые люди? повторял он.
Юноша вошел в селение, затем вновь превратился в птицу и
приблизился к женщинам.
Лови его, лови! закричал кто-то.
Но птица полетела к другому дому, облетела деревню и
вернулась на берег реки. Юноша принял свой человеческий облик,
подошел к отцу, попросил еды.
Вот рыба, ешь, отвечал старик. А что в деревне-то?
поинтересовался он, помолчав.
Ох, отец, там столько народу женщины, дети! Но только не
говори другим, пусть пока ловят рыбу и спят!
Тем временем мужчины утратили уже всякую надежду. Наловили
рыбы и легли спать.
Сходи принеси мне угрей покрупнее, велел отцу молодой
шаман, а если спросят, зачем берешь, то скажи, что хочешь в
сторонке покушать с сыном. Самых больших отбери!
Отец принес корзину угрей, и тут сын разрешил: теперь
расскажи обо всем остальным!
Старик объявил:
Быстро наловите еще рыбы. Сын мой вернулся н рассказал,
что жены дожидаются вас!
Люди кинулись в воду, все радовались, спешили. Юноша с
отцом первыми направились в деревню, за ними остальные, неся
свой улов.
В селении каждого мужчину встретила жена, каждого повели в
его дом.
Это твой отец! объясняли женщины детишкам.
Все, кто совокупился с дочерью Айштувенте, нашли себе
новых жен. Все обзавелись семьями и зажили счастливее, чем
когда-либо раньше. В тот вечер люди наелись, затем выспались, а
утром вспомнили о духах.
Мужчины сходили за ними и привели в деревню, а женщины
только молча робели. Ведь эти новые женщины понятия не имели,
кто такие духи. Духи обосновались на танцевальной площадке и
плясали теперь каждую ночь. Так они зажили с нашими предками.
Такова история о том, как чамакоко истребили женщин. С той поры
женщины поняли, как им надо себя вести, больше не вмешивались в
отношения духов с мужчинами. Женщины стали духов бояться и
уважать. Когда духи танцевали на поляне, женщин больше и не
слышно было. А мужчины хоть и знали, что им разрешается
говорить, но произносили они слова шепотом, с уважением.
115. Черная Земля
Великая Мать вырвала у себя росший на лобке волос, смочила
его менструальной кровью, подула и сделала первого человека.
Сначала человек получился без костей, потом он не имел плоти,
потом лишен был силы. Лишь четвертая попытка удалась, и человек
стал таким, как сейчас. Великая Мать назвала сына Синтана.
Когда Синтана родился, в мире не было еще ни земли, ни
света, ни луны, ни солнца, ни растений, ни животных. А у
Великой Матери не было мужа и она лишь