себя все пени и кары, коим в силу
Святых канонов и прочих общих и частных узаконений подвержены подобные
тебе правонарушители...'
Зал затаил дыхание. Все знают, что это означает сожжение на костре.
Однако кардинал продолжает:
- 'Но мы с радостью освободим тебя от оных при условии, что ты с сего
же дня чистосердечно и нелицемерно отречешься, похулишь и проклянешь в
нашем присутствии вышесказанные заблуждения и ереси...
Мы приговариваем, чтобы книга Галилео Галилея, называемая 'Диалоги',
была запрещена гражданским указом.
Мы приговариваем тебя к заключению в одной из тюрем Святой Инквизиции
по нашему выбору. в качестве же спасительного покаяния предписываем
тебе в течение трех лет еженедельно читать семь покаянных псалмов...'
Несколько мгновений спустя, не вставая с колен, возложив руку на
Евангелие, Галилей клянется.., что всегда веровал, верует и впредь
будет веровать во все, что католическая апостольская римская Церковь
почитает истиной, что проповедует и чему учит. Он отрекается, хулит и
клинает своизаблуждения.и ереси и признает, что. Земля есть средоточие
мира, поскольку так оно положено.
Все кончено. Под конвоем гвардейцев Галилеи выходит за порог церкви
Санта Мария делла Минерва и отправляется в тюрьму. Свершилось то, что
позднее назовут 'величайшим позором в истории христианства', а мы,
вслед за Артуром Кестлером*, назовем 'одним из наиболее роковых
эпизодов в истории идей'.
ЭГОЦЕНТРИЗМ ПРОВИНЦИАЛА
ХМы не будем разбираться, кто прав, кто виноват. Дело Галилея очень
запутанно. Можно долго говорить и о гордыне самого Галилея, и о
тщеславии папы Урбана VIII, его бывшего покровителя, а впоследствии
врага, и о политических интересах других участников драмы, об их
ошибках. Защитники Церкви никогда не перестанут напоминать о том, что
Галилей оскорбил его Святейшество, выведя его в знаменитых .'Диалогах
о двух великих системах мира' под маской Симпличио - персонажа,
защищающего официальную точку зрения, которого другие участники
диалога выставляют некоторым образом дураком. Эти люди, несомненно, с
удовольствием примут малосимпатичный портрет великого ученого,
набросанный Артуром Кестлером, согласившись с его утверждением, что
Галилей был 'просто-напросто бесчестный человек'. Мы же будем
придерживаться (тактов, вчитаемся в строки обвинительного заключения и
приговора. Процесс надГалилеем предстанет перед нами во всей полноте и
подробностях как
* Кестлер Артур (1905-1983)- англ. писатель и фило-
соф. - Прим. ред.
пример сопротивления разума людей новым идеям, сопротивления особенно
яростного, когда речь идет о происхождении, назначении и судьбах
человечества.
Еще за пятьсот лет до нашей эры Анаксагора чуть было не приговорили к
смерти за утверждение, что Солнце больше Пелопоннеса. Около 290 года
до Рождества Христова философ Клеанф обвинял Аристарха Самосского в
злочестии и желании 'нарушить покой богов', поскольку Аристарх с
гениальной интуицией осмелился предположить, что Земля вращается
вокруг Солнца и вокруг своей оси. Две тысячи лет спустя, в 1600 году,
Джордано Бруно был приговорен к сожжению заживо и погиб на костре за
то, что предпочел системе Птолемея учение Коперника, утверждавшего,
что Вселенная бесконечна и населена живыми существами и находится в
вечном развитии.
Вопреки распространенному мнению, активней всего сопротивляются новым
идеям не малограмотные люди,, а те, кто имел возможность получить
образование и располагает определенными знаниями.
Это нетрудно объяснить. Не обремененный наукой разум более открыт.
Необразованные люди нередко даже слишком слепо верят в предлагаемые им
новаторские теории и системы. Часто их увлекает собственное
воображение. Разве, например, не травмировала многих людей плохо
истолкованная теория относительности? Смелость мысли часто сопряжена с
незнанием установленных для человеческого разума границ. Более того:
часто новаторские идеи бывают верны по существу, но имеют под собой
ложную основу.
Сомнение имеет безусловную методическую ценность, поскольку наука
призвана доказывать
свои положения. Но чаще всего онто происходит от недостатка
воображения ученого, поглощенного ближайшими задачами. Целиком занятый
своей проблемой, исследователь порой ничего не видит вокруг. Этот
недостаток особенно ярко проявился во Франции, в течение