Биро Ф., Риб Ж.-К.

Досье внеземных цивилизаций (Часть 1)

вместилище небесных вод, снега и града: 'Простираяй небо яко

кожу; покрываяй водами превыспренняя своя [...]' (Пс. 103/104, ст.

2-3).

Под землей есть еще один водоем, питающий источники, реки и моря. В

общем, все представление о мире резюмировано в двух стихах книги

Бытия: 'И сказал Бог: да будет твердь посреди

воды, и да отделит она воду от воды. [...] И создал Бог твердь, и

отделил воду, которая над твердью, от воды, которая под твердью' (гл.

1, ст. 6-7).

Небо до сих пор сильно влияет на земные дела. Суеверия сильны в умах

людей, которые не умеют отличить естественные явления, причин которых

не понимают, от вмешательства Верховного существа в их судьбу.

Настоящее начало астрономической науке положило 'греческое чудо',

длившееся с VI века до нашей эры по II век нашей эры.

Почему это 'чудо' случилось именно в Греции, мы вряд ли узнаем. Может

быть, потому, что из-за протяженных, сильно изрезанных берегов греки

стали опытными мореходами. Возвращаясь из дальних странствий, они

вместе с пряностями и драгоценной древесиной приносили с собой идеи,

заимствованные повсюду: в Ассирии, в Египте, в Персии. Не из Вавилона

ли пришло умение строить стены по отвесу, не из Египта ли - простой

способ исчисления дробей? А может быть, теплые греческие ночи

располагали к раздумью и созерцанию безоблачного звездного неба...

Может быть, наконец, сама природа одарила древних греков особой

остротой и критическим складом ума, и они придумали себе таких

сварливых, но добродушных богов, которых почти не боялись.

Можно было бы даже сказать: в Древней Греции так бурлила мысль, что из

множества рожденных там теорий хоть какие-то должны были оказаться

верными. Но сказать так - значит недооценить действительный вклад

греков в различные области человеческой деятельности.

Эта эпоха была так богата идеями, что, назвав одно выдающееся имя,

всегда рискуешь забыть двадцать не менее значимых. Но мы рискнем.

История ведет отчет этой несравненной эпохи от Фалеса, основателя

ионийской школы (VI век до Рождества Христова). Его заслуга в том, что

он отделил сверхъестественное, магию и мистику от природных явлений.

Благодаря ему наука смогла получить самостоятельность. Вместе с ним

родился научный рационализм. Но Фалес еще не поколебал верований,

унаследованных от прошлого, он их только, так сказать, кодифицировал.

Для его школы Земля осталась плоской и протяженной, накрытой небесным

сводом. Вода - главная из стихий, на которой плавает твердый диск.

Небо - свод, ограничивающий мир; воздух под небосводом состоит из

водяных паров. Звезды довольно странным образом видятся как зажженные

плошки, плавающие по небесным водам. Фазы Луны и затмения объясняются

движением этих плошек.

Современник Фалеса Анаксимандр был уже революционером, поскольку

думал, что Земля - обособленное в пространстве небесное тело. Он

приписывал ей форму цилиндра, населенного только на верхней плоскости.

Вокруг цилиндра вращаются гигантские колеса разного диаметра, под

разными углами к горизонту. Их ободья полые внутри и непрозрачные; в

них заключен огонь. Во многих местах ободьев Хпросверлены дырочки

разной величины, через которые небесный огонь можно видеть: это

звезды. Этот человек, одаренный необыкновенной силой во^ ображения,

вычислял даже небесные расстояния: диаметр звездного колеса (самого

маленького) будто бы равнялся девяти диаметрам земного цилиндра,

диаметр лунного колеса - восемнадцати, а солнечного - двадцати семи.

Идея 'Земля - небесное тело' продолжала развиваться. Пятьдесят лет

спустя ее подхватила и улучшила пифагорейская школа. Эти

софы представляли землю уже шарообразной, но не по истинно научным

основаниям, а просто из соображений логики, геометрической красоты и

совершенства.

Это было время, когда человеческий дух начал возноситься к вершинам

Науки, Искусства и Литературы в поисках Знания, Красоты и Абсолюта,

когда соперничество умов породило головокружительный взлет мысли,

отмеченный трудами и открытиями многих замечательных людей: Гераклита,

Анаксагора, Филолая с его оригинальной системой, где центр Вселенной

представлял огонь, вокруг которого вращается таинственная планета

Антихтон (Противоземля), а за нею, на том же радиусе и с той же

скоростью, - сама Земля. Дальше Филолай располагает на концентрических

окружностях