'И было: в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии. В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима) было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня. И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него. А из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека. И у каждого - четыре лица, и у каждого из них-четыре крыла. А ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь... И смотрел я на животных, - и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их - как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса... Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах... ...и Он сказал мне: 'Сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобой'... И также шум крыльев животных, соприкасающихся одно к другому, и стук колес подле них, и звук сильного грома'.
Взяв выдержки из Книги пророка Иезекииля, которые здесь я привожу, я предпринял попытку их интерпретации, основанную на современных знаниях астронавтики. Мне казалось, такое сравнение напрашивалось само собой. Мое толкование вызвало страшное негодование! Самое мягкое слово, которое я услышал в свой адрес, это 'фрондер'...
Но у этой истории есть продолжение.
28 марта 1972 г. в Хьютсвилле (США) я встретил инженера Джозефа Блюмриха, директора службы 'конструкторских проектов' в NASA. Эта служба изобретает и просчитывает до малейших деталей космические корабли будущего. Австриец Блюмрих работает в NASA уже 14 лет. Он принимал участие в сооружении последней ступени 'Сатурна V'. Сейчас Блюмрих работает над созданием орбитальных станций будущего, которые позволят проводить астронавтам в космосе долгие годы. В июле 1972 г. Блюмриха наградили 'Exceptional Service medal' NASA за успехи в работе над 'Аполлоном' и 'Сатурном'. Кстати, этот отличительный знак присуждается в NASA довольно редко. Говорю это для того, чтобы подчеркнуть важность работ, выполняемых этим ученым.
- Господин Блюмрих, я знаю, что во время ваших работ, вы интересовались видениями Иезекииля. Это может показаться несколько странным для человека вашего положения. Что вас к этому подтолкнуло?
- Только возмущение! Я прочитал вашу книгу 'Присутствие инопланетян', и пока я ее читал, я был убежден в том, что все, что вы пишете, сплошная глупость. Мое внимание привлекли выдержки из Иезекииля и ваше толкование их, так как это как раз та область, в которой я работаю. Иезекииль, описывающий в своих видениях космический корабль, даже сообщающий некоторые их технические детали, мне показался любопытным. Большую часть своей жизни я конструировал самолеты, а затем космические аппараты, поэтому мне было нетрудно проверить легковесность ваших утверждений. Я взял Библию, принялся за чтение и через несколько минут пришел к выводу, что вы ошиблись. Вы были не правы! Но, по мере того как я продвигался по тексту все дальше, я начал понемногу терять свою уверенность.
Таким образом, несколько минут, за которые я собирался опровергнуть вашу точку зрения, заставили меня углубиться в изучение проблемы, которое в течение довольно длительного времени занимало половину моих исследований.
- В ваших размышлениях вы учитывали личность Иезекииля?
- Конечно. И я думаю, что здесь надо различать три аспекта: его личность вообще; его качества как рассказчика; и, наконец, его участие в описываемых событиях. Его личность - гарант ценности его рассказа. Как рассказчик Иезекииль обладает тонкой наблюдательностью. Что касается его участия в описываемых событиях, оно позволяет ответить на вопрос: 'Является ли он главным персонажем?' На этот вопрос, по всей видимости, надо ответить: 'Нет'. Но этот ответ порождает