модель из Боготы археологи отнесли к разряду религиозных украшений. Тем хуже для них. Эксперты по аэротехнике считают это уменьшенной моделью самолета. Вот мнение доктора Артура Пойсли из Института аэронавтики в Нью-Йорке:
'Вряд ли речь здесь идет о какой-то птице или некоей летающей рыбе. Этот предмет из чистого золота находился глубоко под колумбийской землей, и можно поклясться, что художник ни разу не видел морских рыб. Точно так же трудно представить себе птицу с абсолютно прямыми крыльями, снабженными к тому же элеронами вертикальной стабилизации'.
Нос у модели массивный, как у американских бомбардировщиков типа В-52. Пилотская кабина, покрытая стеклом, возвышается на носу аппарата, фюзеляж покоится на двух прямолинейных, слегка закругленных несущих плоскостях. Два стабилизирующих элерона довершают уменьшенную модель самолета инков.
Как же можно говорить о птицах и летающих рыбах, когда перед нами в самом деле уменьшенная модель самолета?
Золото всегда было драгоценным металлом, недаром его находят в основном в храмах и замках. Если модель решили сделать из золота, это значит:
а) придавали значение ценности вещи;
б) хотели обеспечить его сохранность;
в) поэтому и изготовили из соответствующего материала.
Кстати, отнести эти модели к некоему культу поклонения птицам и рыбам нельзя, ибо такого культа не существовало.
Среди предметов из космологической сокровищницы, собранных в церкви Марии Оксилиадор, есть массивный золотой шар, опоясанный широкой каймой. Опережая нелепые возражения, скажу, что речь не идет о пластическом изображении головного убора с широкими полями. Даже такие изысканные головы, как головы турков, плохо приспособлены для столь выпуклых головных уборов.
В 'Возвращении к звездам' я объяснил, почему считаю сферическую форму идеальной для космических кораблей и станций. Сферическое тело вращается вокруг своей оси в пустоте; это вращение там, где находится кабина, порождает искусственную гравитацию, необходимую для нормального функционирования обмена веществ. Особую важность это приобретает в продолжительных полетах. Мои расчеты полностью подтвердили, что космические корабли того времени должны были иметь сферическую форму. Золотой шар из церкви Марии Оксилиадор находится в полном согласии с моей теорией, проиллюстрировав ее как нельзя более конкретно.
До бесконечности можно рассуждать о назначении широкой каймы, обрамляющей сферу. Она могла служить стыковочным узлом для кораблей, причаливающих к станции, могла выполнять роль солнечной батареи...
Самое удивительное во всей этой истории, каким образом модель этой поразительной сферы попала в Турцию и каким образом она оказалась в Эквадоре! Но факт остается фактом: матрица сферы, высеченная в камне, находится в музее в Стамбуле, то есть за 12 000 километров от Куэнки! Это словно негатив золотого шара из сокровищницы Марии Оксилиадор: вогнутость, точно соответствующая объему шара, геометрический орнамент тот же самый. Под матрицей из камня в музее Стамбула можно увидеть следующую табличку: 'Не поддается классификации'. Наука давным-давно отказалась от мысли, что в далеком прошлом могли существовать летательные аппараты. Давным-давно считают неопровержимым фактом, что современный человек первым покорил воздушное пространство и космос. Так откуда же в музеях берутся вещи, 'не поддающиеся классификации'? Предрассудки упрочаются, загадки множатся, в тайны проникать становится все труднее.
Не буду утверждать, что ученым не хватает воображения, хотя это их больное место. Есть заранее выработанная схема, и все факты должны обязательно в нее укладываться. А если факт не вписывается в схему, его отставляют в сторону с клеймом 'не поддается классификации'. По-моему, это не лучший выход из положения. Во всяком случае, действует эта система безотказно.
Я сфотографировал в Куэнке золотую пластину высотой 52 см, на ней изображена человеческая фигура нормальных пропорций. Поразительно лишь то, что на руках и на ногах имеется по четыре пальца. Интересно, что в древней Индии, у этрусков, маори и в других местах на многочисленных изображениях человекообразных существ присутствует то же самое число пальцев.
Однажды в серьезном научном журнале я встретил на этот счет такую точку зрения: пальцы рук в те времена служили своего рода 'счетной машинкой'. Если надо было назвать число 19, исключали один палец; если - 16, исключали четыре пальца (в таком случае, почему бы не по одному с каждой конечности;