наверняка, что существовал только один язык. Его не волнует, что он не знает названия этого языка.
Этот первый язык был более естественным, чем те, более сложные, которые мы знаем сегодня. Возьмите, к примеру, языки птиц и животных. Эти языки не грамматические; они являются естественными выражениями их настоящих чувств, их настоящих потребностей. И по этому естественному выражению другие животные того же вида понимают предупреждение о том, что надо защитить себя или покинуть место, где они находятся; предупреждение о смерти или опасности, об изменении погоды, приходе бури или дождя. У них есть определенный способ выражения возбуждения, страсти, гнева, раздражения, которое они чувствуют в данный момент; и все же это не механический язык, это естественное выражение, естественный язык.
Примитивный язык человечества тоже был языком чувств, естественного выражения так же, как и примитивные изображения (figures). Если мы вернемся на тысячи лет назад, то обнаружим, что имя, название каждого предмета писалось в виде некой картинки, предполагающей этот предмет. Сейчас, по прошествии тысяч лет, эти символы и формы изменились, и слова этого примитивного языка изменились; но все же тот, кто может смотреть вглубь жизни, проследит, по крайней мере, некоторые формы, звуки и слова, пришедшие от изначальной человеческой расы.
Особенностью изначального языка человечества было то, что каждое выраженное слово или звук передавали не только смысл, существовавший в уме того, кто говорил их, но также и его ощущение определенного чувства или настроения передавалось человеку, который слушал. И по мере того как древние развивали эту науку, они начинали понимать, что звук в форме голоса является главным принципом человеческой жизни.
Именно голос показывает, является ли этот человек суровым или нежным, волевым или слабовольным; любая черта характера человека может быть узнана по его голосу. Степень эволюции, его склонности и состояние в данный момент можно узнать по его голосу. Это показывает, что слово может выразить чувство или состояние – настоящее бытие человека – гораздо сильнее, чем выражение его лица или движения. Центральная вещь его жизни может быть найдена в его дыхании, поскольку голос является всего лишь выражением дыхания. И когда голос выражается внешне, то это происходит в форме слова. Он также имеет некую внутреннюю реакцию, которая опять же оказывает эффект на ум человека, на его тело, на его душу.
Существуют определенные части человеческого тела, которые могут считаться факторами интуитивных чувств; и когда посредством голоса, слова, дыхания эти части приводятся в действие и пробуждаются, человек начинает испытывать более полное ощущение жизни. Если этот человек – художник, музыкант, писатель или научный гений, – кем бы он ни был, развил свои естественные способности, находящиеся в нем, то он может выражать свое искусство или науку более полно.
Храня эту тайну в уме, древние люди разработали науку Йоги. С помощью повторения гласных звуков, определенных слов и особого образа дыхания они прикоснулись внутри себя к тем центрам, которые связаны с интуитивными способностями. Так происходило не только в прошлом. Школа Суфиев, берущая свое начало в древней школе Египта, где был посвящен Авраам, все еще существует; и все еще использует слова, сохранившие свою древнюю силу. В то же время они обращаются с этой священной идеей не как с чем-то обычным; они не распространяют ее среди людей, которые будут злоупотреблять ею; потому что если вы дадите острый меч в руки ребенка, то последствия будут печальны. Если человеку, который не поднялся над жадностью, гордыней и тщеславием, дается вся существующая сила, то как он будет ее использовать? Что он будет с ней делать? Поэтому в школах люди сначала обучались моральной культуре и отношению, которое они должны иметь к своим ближним; поскольку они верили и все еще верят, что любая когда-либо обретенная сила должна быть использована только для одной цели, и эта цель есть приближение к Богу. Если сила не используется для этой цели, но для собственных эгоистических стремлений, то лучше бы человек оставался лишенным этих сил! Именно по этой причине в древних школах, за которыми стоит древняя традиция и которые призваны помочь человечеству приблизиться к Богу, даются посвящения.
Что значит посвящение? Посвящение означает уверенность со стороны учителя и доверие со стороны ученика. Посвящение не дается тому, кто любопытен