цель своей жизни, или, как говорят мистики, найти потерянное слово. Каждый ребенок рождается плача; его плач говорит о том, что он что-то потерял. Что он потерял? Он потерял слово. Это означает, что все, что он видит, ничего не говорит ему, он не знает, что это. Он кажется заблудившимся в новой стране, куда был послан; но когда он начинает узнавать свою мать или окружающих его людей, цвета и линии, то все вещи этого мира начинают разговаривать с ним. Он начинает узнавать вещи руками, ушами, носом и ртом; и так он начинает узнавать слово, которое внутри.
Именно это общение поддерживает жизнь. Не еда и не питье делают человека живым; именно это общение через различные чувства, до того предела, когда он понимает, что они должны сказать, – это делает человека живым. Когда мы думаем о нашей жизни, когда мы сравниваем боль, перенесенную нами в жизни, с радостью, испытанной нами, то порция радости так мала. Кроме того, даже за эту маленькую частицу радости приходится платить, и таким образом она превращается в страдание. Если такова природа жизни, как бы мы смогли жить, если бы не было этого общения, этой связи, если бы не это слово, которое, в большей или меньшей степени, мы слышим от всех вещей и от самой природы?
Обретение, выполнение этой связи – в том, чтобы ни одна стена, ни один барьер не стояли бы больше ни между нами, ни между нашей внутренней и внешней жизнью. В этом – стремление нашей души; именно так приходит откровение; именно в этом заключается цель нашей жизни.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Аджмир – город в 375 км. на юго-запад от Дели, место паломничества, где находится гробница суфийского святого Моин-уд-дина Чишти.
Акаша (санскр.) – тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство; небо; у суфиев – приют или помещение, а также возможность.
Фактически, она является Всемирным Пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная Мыслеоснова Вселенной в ее постоянно меняющихся аспектах на плане материи и объективности и из которого излучается первое Слово, или звук. Пять акаш – пять признаков Акаши, проявляющиеся в физическом мире через пять органов чувств.
Акбар (араб.) – великий, величайший, имя одного из могольских Императоров (1542-1605), который покорил империю, занимавшую большую часть Индии и Пакистана. Он противопоставил свой образ воинственным мусульманским ортодоксам, предпочитая веротерпимость, разрешая браки людей различных вер и обсуждение вопросов религиозных верований между мусульманами, индуистами, христианами и зороастрийцами. После 1582 года он формулирует свою din-e-ilahi, или tauhid-e ilahi, – монотеистическую веру, объединяющую все религии в своей империи.
Алгоса – греческая двойная флейта.
Аллахабад – город в Центральной Индии, где соединяются реки Ганг и Ямуна.
Анахад Нада (санскр.) – непобеждаемый, неранимый. Чакра возле сердца, звук Абсолюта; у суфиев см. Саут-е-Сармад.
Арии – в данном случае племена и народы, принадлежавшие к индоиранской языковой общности.
Барода – город в восточной Индии близ Бомбея, столица штата Гуджарат. Город, где родился Инайят Хан.
Бенарес (Варанаси) – город на берегу Ганга, один из древнейших центров ведической культуры Индии, имеет множество храмов и монастырей.
Бенэ Израэль (ивр.) – сыновья Израиля; так говорят о людях, принадлежащих к иудейской, христианской и мусульманской религиям.
Бемоль (муз.) – знак, показывающий, что нота, перед которой он стоит, должна играться на полтона ниже.
Бодисатва (санскр.) – буквально, тот, чья сущность (сатва) стала разумом (бодхи).
Брамин (санскр.) – представитель высшей из четырех каст в Индии; священнослужитель.
Брахман (санскр.) – безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого все исходит и в кого все возвращается, который вечен, безначален и бесконечен.
Ваджад (араб.) – у суфиев вид духовного экстаза, который иногда посещает верующего.
Вазифа (араб.) – буквально пенсия, даваемая человеку за прошлую службу, ежедневное задание или поклонение; у суфиев название определенного суфийского упражнения.
Вайрагья (санскр.) – отвращение, свобода от всех суетных привязанностей и желаний, отсутствие страстей.
Валмики – древне-индийский святой и мудрец, предполагают, что он является автором Рамаяны.