это они, наверное, имеют в виду учиться пользоваться самим собой, учиться быть человеком; это такое огромное хозяйство – быть человеком, так что я понимаю, почему родилась идея множественных воплощений: ну как освоить это огромное хозяйство за каких-то 60-80 лет! Ну как его успеть освоить? Понимаете, это колоссально трудно. Мы о себе как о людях почти ничего не знаем. Строго говоря, о себе как о субъектах, в распоряжении которых потрясающий инструментарий, – почти ничего. И природа этого знания, она – да, вы правы, там понятие – это только средство обозначить, метка. А за ней стоит образ, переживание, чувствование. Язык – это только метки. Как когда-то 20 с лишним лет назад мне сказал Аркадий: “Игорь, запомни: книжка – не инструкция, книжка – повод для размышления”. Вот у меня была такая жизнь: он сказал – я задумался. Я задумался: А что это означает – реально, по жизни? Насколько я читать люблю, просто мне нравится этот сам процесс, ну другие любят наркотики, еще что-нибудь принимают, а я люблю почитать книжку, испытываю просто кайф; причем не важно о чем, люблю сам процесс чтения. И я понял, что все так замечательно, так и нужно читать: получил толчок какой-то – и прекрасно! А то будешь носиться с этой библиотекой и всем доказывать, что эта книжка важнее других, в этой больше истины, а в той – меньше.
Вопрос: И все-таки я Вас не совсем понимаю, хотя Вы говорите, что я Вас уже поняла?
И.Н.К: Одним из самых существенных для меня осознаваний стало, что есть масса вещей, для понимания не предназначенных – это меня очень освободило. Я вижу, что не предназначено для понимания, и не делаю никаких там надрывов, потому что есть еще то, что предназначено для интуитивного постижения, для переживания, для чувствования, не все необходимо понимать, мне так кажется.
Вопрос: Вы говорите о пространстве отношений, но ведь люди сами решают, вступать им в отношения или не вступать.
И.Н.К: Это неправильное слово: “Я вступаю в отношения” – Вы в них находитесь, постоянно, вы пребываете в этом. Вступить или не вступить – это иллюзия. Какие-то отношения могут исчерпать себя, но это не Вы, а это и то, и Вы, и то, между чем или кем эта ниточка протянута. И это другая логика. Другой способ думания и оценивания. Вы постоянно находитесь в пространстве между своим “Я” и миром или любым фрагментом этого мира. Нет никакого вместилища у “Я”, ибо это нулевая точка. У него нет вместилища. Нельзя выйти из чего-то или войти во что-то со своим “Я”. В пространстве отношений есть пространство, а в этом пространстве есть метка, точка на потоке – “Я”. Метка на потоке и есть ваше хозяйство, то, с помощью чего вы действуете в мире, то есть ваша воплощенность.
Вопрос: А конфигурация отношений определяется хозяйством?
И.Н.К: Нет, она определяется таким множеством факторов, что об этом нет смысла даже думать. Динамика, скажем там характер, может быть с двух сторон, она никогда не формируется только от Вас или только к Вам. Кстати, исчезает бредовая идея воздействия, потому что нет никакого воздействия в одну сторону, есть всегда отношения.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, Ваше отношение ко сну, его использование или контроль?
И.Н.К: Вы знаете, сон – это текущее состояние организма. Я ничего специального с ним не делаю. Я иногда с удовольствием смотрю сны, иногда не смотрю их, и поэтому потом, собственно говоря, не помню их, но иногда помню некоторые переживания, но я их не интерпретирую. Иногда я могу спать очень мало, а иногда мне хочется спать много, но это не имеет для меня принципиального значения, то есть я ничего с этим не делаю.
Вопрос: Развитие современной технической цивилизации – не есть ли это развитие отношения к человеку или к миру?
И.Н.К: Большая часть этой цивилизации связана с кукольным отношением человека к самому себе. Вот иногда я слышу: назад к природе, к простой жизни! Будем ходить не в теплый туалет, а под кустики... Да, собственно говоря, в чем проблема? Ну хочется тебе ходить под кустики, езжай в лес и ходи под кустики. Я не думаю, что это настолько существенно, что об этом надо думать. Я Вам честно отвечаю: меня это совершенно не волнует. Абсолютно, понимаете? Достижения цивилизации созданы для потребления, когда есть возможность, человек пользуется, или когда нет – не пользуется – это имеет отношение к жизни, но не имеет отношения к пребыванию в мире. Жизнь может так развернуться, иначе развернуться, как там: “И был я принцем, был я нищим, и посох я сжимал, и меч...”. Но как бы она ни повернулась это само по