фасадом концепции всепрощения скрывается один из многочисленных теоретических парадоксов биофизического мира, незнакомого с моралью. Дело в том, что согласно приведенной выше теософской интерпретации механики витального нападения, абсолютное всепрощение в то же время оказывается и абсолютной инвольтацией противника, абсолютным возвратным 'ударом ниже пояса', против которого нет никакой защиты, - хотя агрессору при этом, конечно, некого винить, кроме самого себя. Тем не менее получается, что в вопросах войны и мира нельзя быть добреньким, великодушно 'оставляя мертвым хоронить своих мертвецов': это низко и подло. Человек, способный на всепрощение, обязан добиться того, чтобы прощение стало взаимным.
'Йогасутры' рекомендуют в случае витальных нападений 'думать о противоположном'. В качестве расширенной формы этой защиты можно рассматривать культивирование сострадательного отношения ко всему живому. Такое отношение становится возможным лишь в результате глубокого осознания той пропасти неведения, в которую ввергнуты все живые существа, по неведению творящие зло и желающие зла, по неведению же и страдающие от себе подобных. В человеке, который ясно сознает это, всякая приходящая извне отрицательная эмоция автоматически стимулирует эмоциональную реакцию сострадания к недоброжелателю, то есть эмоциональную реакцию противоположного свойства, смягчающую неизбежный 'возвратный удар'. Для тех, кто неспособен к состраданию, предлагается другая форма защиты, называемая 'абсорбцией' или поглощением. Это своего рода 'витальное айкидо'*: здесь используется сила противника. Хитрость заключается в том, чтобы отделить 'количественную составляющую' наведенной эмоции (силу заряда) от ее 'качественной составляющей' (собственно отрицательной окраски). Сила при этом поглощается, а отрицательная окраска, соответственно, отбрасывается или, по желанию, служит объектом эстетического созерцания.
* Айкидо - 'щадящая' школа рукопашного боя.
Автор считает, впрочем, что пускаться на подобные хитрости и ввязываться во всякого рода витальную возню - это неверный способ использования сил противника. Мы вернемся к этому вопросу в двадцатой главе.
17. Ментальные нападения и ментальная защита.
Витальным нападениям подвергаются, как правило, люди, живущие преимущественно эмоциями, отождествленные со своей витальной 'оболочкой'; ментальным же нападениям подвергаются, как правило, люди, живущие преимущественно интеллектом, отождествленные со своей ментальной 'оболочкой'. Ментальные нападения - явление не частое, поскольку индуктор, способный осуществить такое нападение, должен совмещать в себе многие и без того редкие качества.
Нападению при этом подвергается непосредственно ментальная оболочка, в обход энергетической и витальной.
Нападение такого типа рассчитано не на то, чтобы вызвать у перцепиента 'дурные мысли' ('дурные мысли' возникают в результате витального нападения), а на то, чтобы сбить его с толку, поколебать столпы его системы верований, разрушить стереотипы видения мира, короче говоря, активизировать присущее интеллекту свойство во всем сомневаться, - в том числе в своих собственных выводах, принципах и основаниях. Поскольку же сомневаться действительно можно во всем, против такого нападения способны выстоять лишь те ментальные ориентиры, которые упрочены в более глубоких, не ментальных слоях психики. Если же попробовать смотреть шире, то ментальное нападение может обернуться благом, - ведь в результате него сметаются все случайные образования и выставляются все точки над 'i'. Ведь то, что 'устои' задрожали и рассеялись подобно туману, явив свою иллюзорную природу, можно расценивать не только как жизненное фиаско, но и как пробуждение ото сна, как залог грядущего бодрствования.
Нередко начальные фазы такого пробуждения и принимаются за 'ментальное нападение' или 'психическое расстройство'. Пробуждение далеко не всегда бывает легким. Когда 'метальный каркас' старых ориентиров растворяется в пустоте, человек оказывается на так называемой 'ничейной земле'. Здесь царит бездорожье: старые ориентиры исчезли, а новые еще не появились. Пространство, в котором нет опоры, для интеллекта крайне неуютно; метания интеллекта в поисках опоры неизбежно отражаются на эмоциональном состоянии человека, а через него и на общем психофизиологическом тонусе. Если человек в этой ситуации впадает в панику, он действительно может заблудиться на просторах 'ничейной земли' и стать жертвой психического срыва.
Надо сказать, однако, что ментал неспособен продолжительное