1) этап 'утоньшения завесы', разделяющей эти два мира и
2) этап 'разрыва завесы', который сопровождается выходом астральных форм и сущностей в сферу восприятия физического мира.
'Утоньшение завесы' может происходить без последующего 'разрыва', а 'разрыв' завесы без предшествующего 'утоньшения'. Утоньшение завесы вызывает у перцепиента чувство какого-то незримого присутствия. Перцепиент чувствует, что он превратился в объект наблюдения со стороны неких сущностей, безмолвно стоящих у самой черты, отделяющей наш мир от мира сновидений. Предчувствия перцепиента могут подкрепляться и различными двигательными явлениями в периферическом поле зрения. Ощущение незримого присутствия нередко сопровождается чувством беспредметного страха, то есть страха, для которого отсутствуют какие-либо объективные причины. В чувстве беспредметного страха, как будет показано далее, нет ничего плохого. Однако иногда беспредметный страх перерастает в беспредметную панику; паника же сопровождается неадекватными формами поведения и может послужить поводом для госпитализации перцепиента. Эффективная борьба с паникой невозможна без сознавания происходящего и понимания его механизмов. Однако задача эта затруднена по той причине, что люди, как правило, боятся бояться. Расценивая страх перед 'незримым присутствием' как явление того же порядка, что и детский страх темноты, они пытаются поскорее подавить эти малоприятные и 'недостойные мужчины' ощущения, лишая себя тем самым возможности понять, что с ними происходит. Действительно, темнота и 'незримое присутствие' - ситуации аналогичные. И в первом, и во втором случае отсутствует сенсорный (чувственный) материал для так называемого ' опережающего отражения' действительности, этого 'событийного радара', благодаря которому человека не так легко застать врасплох. Беспредметный страх - это естественная реакция живого организма на сенсорно непрогнозируемую ситуацию (СНС), то есть ситуацию, в которой отсутствует объективная возможность прогнозировать течение событий и применять имеющиеся на подхвате стереотипы двигательных реакций. При этом восприятие и проведение как бы снимаются с 'автопилота' и переводятся на 'ручное управление'.
СНС ставит организм перед необходимостью постоянно быть готовыми сразу ко всему. Происходит экстренная мобилизация всех энергетических ресурсов, и тело превращается в туго сжатую пружину, готовую в любой момент автоматически разрядиться в любом направлении, которого может потребовать ситуация. Такое состояние ТЕЛА, готового к любому немедленному действию, субъективно переживается как чувство беспредметного страха. Специфика этой 'субъективной составляющей' рассмотренного выше психофизиологического состояния человека определяется отчаянными попытками УМА также быть готовым ко всему. Дело в том, что нетренированный человеческий ум неспособен быть готовым к какому-либо действию (тем более, быть готовым ко всему), - он способен лишь действовать, беспорядочно действовать. И если в ординарных ситуациях эта беспорядочность движется по упорядоченным руслам стереотипов, то в СНС она становится очевидной. Будучи лишен объективной основы для прогнозирования, и будучи в то же время неспособен остановиться, исчезнуть, передав бразды правления непосредственному восприятию, ум разворачивает лихорадочную безосновательную прогностическую деятельность, молниеносно моделируя массу вариантов 'развязки' ситуации. Поскольку же всякая СНС таит в себе потенциальную угрозу для выживания, она 'взрыхляет' самые глубинные, архаические слои психики. По принципу 'тяжело в науке - легко в бою', ум готовит тело к худшему. Тут тебе и казаки-разбойники, и серый волк, и черные маги, и 'существа мрака' и весь астральный набор. Если же дрожащий палец ума случайно нажмет на спусковой крючок тела (который должна была нажать сама ситуацию), может произойти пробой умственной беспорядочности на двигательную сферу. Состояние, в котором беспорядочность охватывает как интеллектуальный, так и двигательный аппарат человека, называется паникой. Попадая в СНС, обычный современный человек легко впадает в панику: жизнь его бедна подобными ситуациями, и у него практически отсутствует опыт порождаемого ими глубокого страха: он НЕ УМЕЕТ БОЯТЬСЯ. Для обретения такого умения один только интроспективный анализ недостаточен; для обретения его надо почаще попадать в СНС, но попадать не в качестве невольной жертвы, а в качестве сознательного участника. Таким образом, речь идет об экспериментальной работе со страхом. Идеальная экспериментальная ситуация,