свою волю или мнение служит верным индикатором 'зловредности', причем индикатор этот может сработать в любой момент. Как правило, это происходит едва лишь голосу удалось 'заговорить' перцепиента и тот утратил бдительность. Более того, утратившего бдительность перцепиента вполне могут довести до больницы как нейтральные, так и доброжелательные голоса. Действительно, вид человека с помутившимся взором и выразительной жестикуляцией, который беседует с невидимым собеседником, приводит окружающих к вполне естественному выводу, что этому парню не мешает подлечиться. Голоса поистине непредсказуемы в своих намерениях, поэтому в отношениях с ними огромное значение обретает способность к самоконтролю, неусыпному сознаванию специфики ситуации.
Ни в коем случае не следует забывать, что, будучи порождениями астрального мира (см. гл.18.), голоса неспособны воздействовать на нас иначе, кроме как через воображение.
Наблюдать за их попытками убедить нас в своем всемогуществе (и тем самым вовлечь в свою игру) довольно любопытно. Что характерно, голоса используют при этом известный пропагандистский прием: 'Если вы хотите сделать ложь истиной, повторяйте ее почаще'. Для страха перед голосами нет никаких причин; в них нет ничего дурного за исключением упорных попыток манипулировать человеком, то есть попыток заставить его реагировать на себя определенным образом - эмоционально или поведенчески. В манипуляции как таковой также нет ничего дурного - это неявный принцип 'нормальных' межличностных отношений. Однако в случае с 'враждебными голосами' мы сталкиваемся с патологической, доведенной до абсурда жаждой абсолютной 'власти ради власти' над объектом манипуляции, - власти, способной принудить его демонстрировать неадекватные формы поведения. Говорят, что враждебные голоса обладают огромной силой внушения, противостоять которой очень трудно.
Но чем обусловлена эта сила?.
Голоса появляются внезапно и застают перцепиента врасплох: он к 'такому' не готов. Он не соображает, что происходит, и совершенно не осведомлен о своих 'правах и обязанностях'. Благодаря этому его попросту обманывают. Используя фактор внезапности, а также экстраординарность ситуации и растерянность перцепиента, голоса с чисто цыганской методичностью приступают к откровенному вымогательству неадекватности. Эти бесплотные призраки грозят, требуют и обещают с искренним жаром сердца, нимало не заботясь о том, что не в состоянии принести нам какой-либо вред, что мы ничего им не должны, а они в свою очередь, ничего не могут нам дать. Короче говоря, голоса берут перцепиента 'на испуг' - в этом и заключается вся сила их внушения.
Апеллируя к возбужденному воображению перцепиента, голоса неприкрыто пытаются добиться от него очевидной неадекватности. Защита против такой патологической манипуляции со стороны голосов, ведущей к явной неадекватности поведения перцепиента, основана на опыте сознавания механизмов нормальной манипуляции, которая исходит от непосредственного социального окружения перцепиента и ведет к 'конвенциальным неадекватностям' в его поведении, то есть неадекватностям, не выходящим за рамки общепринятой 'нормы', но нежелательным для него лично.
Не поддаваться на откровенную 'патологическую манипуляцию' голосов трудно лишь оттого, что она непривычна и шокирует своим апломбом.
Не поддаваться на 'нормальную манипуляцию' окружающих гораздо сложнее: она слишком привычна и, проникая в нашу плоть и кровь, совершенно незаметна. Обычно манипуляцией называют лишь особо нарочитые и беспардонные попытки одного человека оперировать поведением и восприятием другого человека. Если же человек попросту оскорбляет нас (и если мы при этом оскорбляемся), мы как правило не усматриваем в этом никакой манипуляции: мы ощущаем лишь свои отрицательные эмоции. Мы видим только, что он плохой, он сделал нам плохо (обижает, не уважает и т.д.), и нам почти никогда не приходит в голову, что это ведь мы реагируем на него, мы пляшем под его дудку, мы переживаем навязанные им ненужные нам ('неадекватные') состояния или даже, возможно, совершаем какие-то ненужные нам поступки весьма сомнительной адекватности. Достаточно понаблюдать схватку какой-нибудь пиратствующей старушки с желторотой молодежью в общественном транспорте, чтобы понять, о чем идет речь. Манипуляция имеет место всякий раз, когда человек с чей-то подачи вовлекается в какие-то нежелательные для себя состояния или действия. По своей воле человек ни во что подобное вовлекаться не станет, и если это произошло, значит он на что-то купился, на