и сердце; а поместив язык лягушки под голову спящего человека, заставляют его грезить и говорить во сне. Говорят, что сердце совы, положенное на левую грудь женщины, когда она спит, заставляет ее раскрыть все секреты; говорят также, что сердце совы и сало зайца делают то же самое, если положить их на грудь спящего. Также, животные, которые долго живут, способствуют жизни и все вещи, которые имеют свойство обновляться, способствуют обновлению и омоложению наших тел, что медики делали многократно; это — очевидно относительно гадюк и змей; таким образом и Феникс возрождается из собственного пепла; Пеликан имеет то же свойство, помещая свою ногу в теплый навоз в течение трех месяцев, в процессе которых навоз возрождает Пеликана. Посредством этого врачи, готовя змей с черемицей и некоторые составы из мяса и тел определенных животных этого вида, дают возможность омолодиться и возвращали иногда молодость, как это обещала Медея старому Пелию, и которому она ее возвратила. Считается, что высасывая совсем свежую кровь, вытекающую из раны медведя, и принимая ее порциями, восстанавливают силы тела, т.к. это очень сильное животное.
Глава шестнадцатая
КАКИМ ОБРАЗОМ ДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПЕРЕДАЮТСЯ ОТ ОДНОЙ ВЕЩИ К ДРУГОЙ, И КАК ОНИ ВЗАИМНО СООБЩАЮТСЯ
Следует знать, что вещи естественные имеют столько совершенства, что могут не только совершать всякие явления, которые приближаются к ним, но еще и передают им свойство во всем подобное их свойству, которое те также сообщают всем остальным вещам, как мы это видим у магнита, каковой камень не только притягивает железные кольца и цепи, но и передает им свое свойство, благодаря которому они могут делать те же эффекты,которые можно наблюдать, и о которых сообщают Август и Альберт. Вот почему говорят, что распутница или проститутка, которая имеет определенную и безграничную дерзость и нахальство, заражает этой особенностью или качеством всех, кто близок с ней, и которые затем сообщают его другим. Поэтому же и говорят, что, надев платье или рубашку подобной женщины или пользуясь зеркалом, куда она ежедневно смотрелась, становятся дерзкими, неустрашимыми, развратными и распутными. Так же и полотно, служившее на похоронах, принимает некое сатурническое качество и грусть, а веревка повешенного имеет также чудесные свойства. Так же, как сообщает Плиний, если распластать на земле ящерицу, выколов ей глаза, и поместить ее в стеклянный сосуд вместе с кольцами и цепями из железа или твердого золота, и как только станет ясно, что ящерица вновь видит цепи, или кольца, то вынув из сосуда пользуются ею для изгнания и предотвращения гноетечения из глаз.
Глава семнадцатая
КАК МОЖНО ПОЗНАВАТЬ И ИСПЫТАТЬ СВОЙСТВА ВЕЩЕЙ ПО ИХ СОГЛАСИЮ И ИХ ПРОТИВОРЕЧИЮ
Ныне остается рассмотреть, как все вещи имеют соответствие и противоположность. Есть вещи, которые вызывают боязнь и ужас, являясь врагом человека и разрушая его, и, напротив, есть вещи радующие, доставляющие удовольствие и укрепляющие его. Так, в элементах огонь противоположен воде, воздух — земле, тем не менее они подходят друг другу, также в телах небесных Меркурий, Юпитер, Солнце и Луна — друзья Сатурна, Марса, Венеры — ему противоположны; все планеты, за исключением Марса, — друзья Юпитера, и все они ненавидят Марс за исключением Венеры, Юпитер и Венера любят Солнце; Марс, Меркурий и Луна — противоположны, они все любят Венеру, за исключением Сатурна; Марс и Меркурий являются врагами. Есть и другая неприязнь и противоположность звезд, т.к. они имеют противоположные страны, как Сатурн — Солнцу и Луне, Юпитер — Меркурию, Марсу и Венере; и противоположность и неприязнь тем более велики, чем они выше и противоположнее, как у Сатурна и Юпитера, Венеры и Меркурия; но дружба наиболее велика у тех,которые имеют ту же природу, качество, субстанцию, мощь и свойство, как Марс и Солнце, Венера и Луна, также Юпитер и Венера, и те, что имеют экзальтацию там же один и другой, являются друзьями, как у Сатурна и Венеры, у Юпитера и Луны, у Марса и Сатурна, у Солнца и Марса, у Венеры и Юпитера, у Луны и Венеры; и каков способ неприязни и противоположности тел высших, таковы и наклонности вещей телесных, подчиненных им, которые мы видим здесь внизу. Их привычки, дружба и неприязнь есть ни что иное, как определенные наклонности, которыми вещи обладают взаимно, одни в отношении к другим, желая ту или другую вещь, когда они ею не обладают, и расположенные ее желать, т.к. она не мешает найти покой и удовольствие в обладании ею, избегая от своей противоположности, испытывая