Генрих Корнелий Агриппа

Оккультная философия

— гениталиями, мужским членом и маткой; Стрелец покровительствует наружной части бедер, ногтями и кишками; Козерог управляет коленями; Водолей — действует с бедрами и ногами. Воздействуя на один орган, можно вылечить другой, так, согревая себе ноги, обрывают боль в животе. Будем знать, помня этот порядок, что вещи, которые подчинены какой-нибудь из планет, имеют особое отношение или склонность к членам тела, приписываемым той же планете, и особенно к ее домам и экзальтации; в то же время как другие достоинства — триплиции, термы и фасы принимают в этом незначительное участие. Поэтому пион — цвета лимона, гвоздики, корка лимона, майоран, корица истинная, шафран, кусты алоэ, ладан, амбра, мускус, и, отчасти, мирра лечат голову и сердце по причине солнца, овна и льва. Так подорожник, трава Марса, служит для лечения головы и яичек. Признаки предметов Сатурна наделяются грустью и меланхолией, а Юпитера — радостью и почестями, признаки Марса — смелостью в ссорах и гневом, а Солнце — славой, победой и отвагой, признаки Венеры — любовью, сладострастием и похотью, знаки Меркурия — красноречие, знаки Луны — вульгарность. Нравы и занятия людей распределяются и делятся согласно планетам; так Сатурн управляет старцами и монахами, меланхолиями, спутанными сокровищами и тем, что приобретается благодаря долгим поездкам. Юпитер управляет благочестивыми или набожными, прелатами, королями, герцогами и начальниками и достоянием, приобретенным законно и честно. Марс управляет цирюльниками, кондитерами, солдатами, которых обычно называют людьми-марциалами; также и остальные звезды отмечают каждого своим действием, описание чего находится в книгах по астрологии.

Глава двадцать третья

КАК МОЖНО УЗНАТЬ, ОТ КАКИХ ЗВЕЗД ЗАВИСЯТ НАТУРАЛЬНЫЕ ВЕЩИ И ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ПОДЧИНЕНЫ СОЛНЦУ

Очень трудно узнать, какие вещи каким звездам и знакам зодиака подчиняются; тем не менее это узнают у одних вещей по подражанию высшим лучам, движению и фигуре, у других — по их цветам и запахам, а у некоторых — по эффектам их действий, которые соответствуют определенным звездам. Вот те из элементов, которые являются солнечными: огонь и блестящее пламя; среди соков — кровь и, более чистый, жизненный дух; среди вкусов — те, которые остры и едки и сильно смешаны со сладостью; среди металлов — золото по причине его цвета и блеска, и оно содержит в себе солнечное свойство быть комфортативным; среди камней — те, которые имитируют лучи солнца, отражая золотые искры, как аэрит, которые соответствует солнцу, или имитирует его, отбрасывая подобный вид искр, и лечит болезни дряхлости и от яда; также — камень, называемый глаз солнца, т.к. он имеет вид зрачка глаза, в середине которого появляется луч — он укрепляет мозг и соединяет воедино зрение. Существует здесь также карбункул (темнокрасный рубин), которые светится ночью и предохраняет от испарений и ядов, исходящих из воздуха, также — камень хризолит, который имеет слабый зеленый светящийся цвет, в котором, когда он выставлен на солнце, чудится золотая звезда. Он укрепляет ум, успокаивает астму, а прикрепленный к левой руке, он снимает сновидения, видения, кошмары и безумие и возвращает здравый смысл. Камень ирис, цвет которого подобен хрусталю, и который часто бывает гексагональным, будучи выставлен отчасти на солнце, отчасти в тени, собирает солнечные лучи в себе, и, отражая, отбрасывает их, делая радугу на противоположной стене. Также, камень гелиотроп или подсолнечник зеленый со звездчатыми красными капельками дает постоянство, славу и добрую репутацию тому, кто его носит, и он имеет в лучах солнца столь замечательные свойства, что как будто превращается в кровь. Если его натереть травой, которая носит то же название, и положить в сосуд, полный воды, то он приобретает такие свойства, что будет ослеплять людей, которые не смогут видеть того, кто носит этот камень. Альберт Великий и Гильом Парижский подтверждают эти свойства травы и камня. Гиацинт также имеет от солнца способность против яда и поветрия чумы; он делает того, кто его носит уверенным, приятным или грациозным; он способствует приобретению богатств и ума; он укрепляет сердце, когда его (камень) держат во рту; он сильно радует дух. А камень пирофилос, смешанно красный, о котором Эскулап сообщает в книге своих посланий Октавиану Августу, и следуя свидетельству Альберта, — это яд столь холодный, что он мешает сердцу мертвого человека сгореть или разложиться (?), так что помещая его в огонь и сохраняя его там некоторое время, оно превращается в камень; и поэтому он берет свое