Генрих Корнелий Агриппа

Оккультная философия

качество на свой манер таких видов и форм, как будто в нем есть что-то от посторонних объектов, так, что видятся странные изображения демонов и других подобных идей. Так делаются мази и глазные капли, которые нас заставляют видеть сначала тени в воздухе и прочее, как я это умею делать сам из желчи человека и глаз черного кота и определенных иных вещей. Подобное делают из крови удода, летучей мыши и козла и говорят, что намазав стальное зеркало соком полыни и окурив его, оно явит духов. Подобным образом делают также ароматы и елей, которые заставляют спящих говорить, ходить и делать все то, что делают бодрствующие, и даже такие вещи, которые они делали бы с трудом, или не понимали. Существуют также такие ароматы из ели, которые заставляют нас слышать звуки, которых никогда не было; человек считает, что видит и слышит снаружи то, что его фантастическое воображение создает и представляет лишь внутренне; также он боится того, чего вовсе не следует бояться, и впадая в особенные и ложные подозрения, он убегает, хотя его никто не преследует, впадает в гнев и дерется, никого не видя. Страсти магии могут также делать эти виды составов из ароматов, из мазей, из микстур, из ядов, посредством ламп и света, посредством зеркал и изображений, посредством очарования и посредством стихов, звуков и концерта определенных струн, составленных в определенной гармонии, что заставляет не только появляться страсти, совершаться различным явлениям, но изменяются даже вещам и людям, и трансформироваться в различные формы. Так поэты упоминают о Протее, о Периклимоне, о Ахелее и о Метре, дочери Эрихифтона, также и Цирцея превращает товарищей Одиссея (Улисса), а другой раз люди превращаются в волков, попробовав то, что было пожертвовано Юпитеру. Св. Августин говорит, что некоторые женщины в Италии превращают человека в скот, заставляя их переносить ношу, а затем делают их людьми. В Св. Писании видим, что маги фараона превращали свои жезлы в змей, а кровь — в воду и другие вещи.

Глава сорок шестая

О СПОСОБАХ СВЯЗЫВАТЬ ИЛИ ЛИГАТУРАХ И ФИЗИЧЕСКИХ ПОДВЕШИВАНИЯХ

Когда Мировая душа породила своим совершенством или искусством все вещи, она сделала их плодородными, влив в них небесные свойства, чтобы достичь чудесных эффектов, которые они совершают. Вещи отпечатывают на нас свои свойства не только когда они прикасаются посредством аромата, или питья, или другим подобным образом, но еще и тогда, когда, будучи завернутыми, они привязаны к нам, или подвешены на нас, или надеты на нас каким-либо другим путем, или приближены к нам, или настолько легко прикасаются к нам, насколько это возможно. Посредством подобных связей и прикосновений тела и вещей последние дают здоровье, придают отвагу, страх, грусть, радость, делают тех, кто их носит грациозными, приятными, делают их отталкивающими или презираемыми, уважаемыми и обожаемыми, или заставляют их ненавидеть, или делают их ужасными. Мы видим, что морской электрический скат, который коснулся издалека мази, вызывает онемение в руках у тех, кто прикасается к ней. Так же, как только касаются палкой морского зайца, начинают плохо себя чувствовать. Говорят также, что мужчина не может жить с женщиной, которая носит с собой иголку, покрытую грязью, в похоронном полотне. Таким образом, мы видим на этих примерах, что мы можем получить определенное свойство, посредством привязывания некоторых вещей, посредством привешивания, прикосновения или привязывания на нити. Нужно знать способ, т.е. нужно, чтобы это делалось определенной подходящей констелляцией, и чтобы эти привязывания и подвешивания были сделаны из ниток металлов, из волос или кишок, из шерсти определенных животных, и обернуты листьями трав, шкурами зверей, кожами и тому подобным, таким образом, чтобы вещи подходили друг другу. Чтобы привлечь свойства Солнца или какого-либо солнечного тела во что-нибудь, нужно обернуть его золотой нитью и привязать к себе, когда появляются лучи Солнца.

Глава сорок седьмая

О КОЛЬЦАХ И МАНЕРЕ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Кольца, которые играли большую роль в древности, сообщали их свойства тем, кто их носил, и сообщались с их духом, делая радостными или грустными, нежными или страстными, отважными либо робкими, заставляя любить или ненавидеть, предохраняя от болезни, от ядов, от врагов, от демонов и от всего вредоносного. Итак, способ делать эти кольца: взять траву, которая является сюжетом счастливой звезды, когда эта звезда доминирует, и сделать кольцо из металла, который ей подходит, и поместить внутрь маленький камень с травой, или подходящим