был живым. Также, хотя этому трудно поверить, мы, тем не менее, читаем в проверенных источниках, что были люди, непрерывно спавшие в течение многих лет, и не старевшие до тех пор, пока не проснулись; так Плиний сообщает о мальчике, который, утомившись от жары и путешествия, проспал в лесной пещере 57 лет. То же самое читаем об Эпимениде Гностике, который спал такое же время в пещере, откуда пошла поговорка: 'Спать больше, чем Эпименид'.
М. Дамаский пишет, что в его время был один крестьянин в Германии, который утомившись, уснул на стоге сена, и оставался там спящим всю осень и зиму, пока не настало лето; он проснулся как бы полумертвым и будучи совершенно вне себя. Церковный историк подтверждает это мнение, упоминая о семи спящих, о которых известно, что они спали в течение 196 лет. Существует в Норвегии под очень высокой прибрежной скалой пещера, о которой Павел Диакар и Меридий Мартир писали, что семеро людей спят там весьма давно без малейшего разложения, и что население, часто приходившее и входившее туда, чтобы причинить им зло, ощущало такую скованность, что члены входивших так сжимались, взволнованные и напуганные этой внезапной напастью, жители прекратили зложелательство и утратили охоту их беспокоить. Ксенократ, которого хотя и нет ни малейших оснований причислить к рангу философов, считал, что этот долгий сон был наказанием от Бога. М. Дамский убеждает многих доводами, что это может быть естественно, и его мнение отнюдь не неразумно, ибо, если животные могут быть спящими в течение столь долгого времени, без еды и питья, в течение многих месяцев без гниения и разложения, то почему же это не может происходить с некоторыми людьми от какого-либо ядовитого зелья, либо от усыпляющей болезни, либо от страха и других причин, могущих усыпить человека на месяцы и годы, в зависимости от величины его сил и страстей его души. Медики сообщают: от величины съеденного маленького кусочка тыдоты зависит засыпание на некоторое время; так Плия, съев некую вещь, принесенную ангелом, ходил и постился благодаря этой пищи в течение сорока дней. И Джованни Бокаччо говорит, что в его время был в Венеции человек, находившийся 40 дней без еды, но еще более удивительно, что в то же время в Нижнем Эльзасе была женщина, которая не принимала никакой пищи до тридцати лет; это кажется невероятным, если бы не подтверждались факты новых чудес; например, Николай Доленьерсуи, о котором известно, что он прожил 22 года отшельнически, не принимая никакой пищи, вплоть до самой смерти. Еще более удивительно то, что нам сообщает Теофраст о некоем Филине, который не принимал иной пищи, кроме молока. Существует достойные доверия авторы, которые утверждают, что есть трава, называемая спартанской, принимая которую или сохраняя во рту, татары могут быть 12 дней без питья и еды.
Глава пятьдесят девятая
О ДЕВИНАЦИИ, КОТОРАЯ ПРОИСХОДИТ ВО СНАХ, ИЛИ О ЧЕМ ГАДАЮТ ВО СНЕ
Существует еще один вид девинации, который осуществляется во сне, о чем свидетельствует традиция философов, авторитет теологов, примеры из истории, и повседневный опыт. Я понимаю здесь под словом 'сон' не фантомы бессонницы, ибо это вещи пустые, где нет никакой девинации; не то, что идет от долгого бдения, усталости и телесных нарушений; ибо, когда устали и отягощены, и когда думают о благоприятностях и неблагоприятностях фортуны, то мысль, находившаяся в усталом и бодрствующем уме, представляется ему, когда он спит. Я понимаю здесь и называю сном то, что обусловлено влиянием небесных тел в уме (духе).
Истолковывать сны учат астрологи в трактатах по этим вопросам; но правила, которые они там дают недостаточно, т.к. люди различны, и расшифровка сна должна быть индивидуальной. Вот почему не следует составлять одного общего правила для объяснения и истолкования всех снов вообще любого человека. Когда видят многократно одни и те же вещи или подобную вещь и испытывают то же чувство, или подобное, страсть, состояние, действие, успех, то, как говорит Аристотель, память усиливается чувством; из памяти происходит знание; из многих знаний, которые мало-помалу приобретены, составляется искусство и наука. Таким же образом надо поступать и со снами. Вот почему Синезий хочет, чтобы каждый наблюдал свои сны и их последствия, а именно, то, что видел, и наблюдать какие эффекты это имело в жизни. И эти правила, а именно: хорошо помнить и запечатлевать в своей памяти, то, что было увиденно, происшествия, сны и бдения, а затем эти точные наблюдения по этим правилам собираются и накапливаются; отсюда для каждого человека