тех, кто находится вблизи. Не следует, однако, удивляться, что один дух может действовать на тело и душу другого, т.к. имеет больше силы и жара движения, нежели, чем другой. У такого человека нет недостатка в средствах воздействия на людей. Вот почему говорят, что человек воздействует на другого лишь своей страстью и привычкой. Поэтому философы запрещают посещать злых людей и несчастливых, так как их души, будучи исполнены скверных излучений, сообщают свою заразу тем, кто приближается ибо, так же, как распространяется запах зловонной вещи, так же исходит нечто скверное от человека, а то, что входит, сохраняется подчас долго. И напротив, они рекомендуют посещать хороших людей, т.к. от них исходят хорошие эманации.
Итак, страсти имеют силы не только в фантазии, но и в рассудке, который выше фантазии. Но еще больше силы они имеют в мысли. А когда мысль всей силой духа привязана к богам, то может наполнять тело божественным благом. Мы видим, что Апполоний, Пифагор, Эмпедокл, Филелай и многие пророки и даже святые таким образом совершали чудеса; мы поговорим об этом подробнее впоследствии, трактуя вопросы религии.
Глава шестьдесят шестая
О ТОМ, ЧТО СОДЕЙСТВИЕ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ СИЛЬНО ПОМОГАЕТ СТРАСТЯМ И О ТОМ, ЧТО ПОСТОЯНСТВО ОЧЕНЬ НЕОБХОДИМО ВО ВСЕХ ВИДАХ ОПЕРАЦИЙ
Страсти получают большое содействие от небесных тел, а они тоже помогают или способствуют их операциям. Очень полезно, чтобы для получения благодеяний неба во всякого рода операциях мы были в согласии с ним и отвечали на его влияния нашими мыслями, нашими страстями, нашим воображением, нашим выбором, рассуждениями, созерцаниями, другими подобными вещами. Страсти становятся более сильными и более действенными, если определенным образом согласуются с воздействием планет. Страсти с силой несут наш дух тому, что надобно. Наш дух, благодаря нашему воображению или какому-нибудь способу подражания, может настолько соответствовать определенной звезде, что он наполняется благодеяниями этой звезды, являясь подобающим вместилищем ее влияния. Итак, нужно быть твердым во всех наших операциях и проявлять прилежание, надеяться и иметь большую веру, ибо это сильно помогает в задуманном предприятии. Из опыта известно, что большая вера, определенная надежда и любовь к врачу много способствовали восстановлению здоровья, а подчас даже больше, чем само лекарство. Помимо действенных сил и свойств лекарств, на больного действует сила духа врача, способная изменить телесные качества больного, который, имея доверие к врачу, особенно предрасположен к восприятию лечения. Итак, чтобы оперировать в магии, нужно иметь веру постоянную, не сомневаться в удаче, и вовсе не колебаться и не иметь сомнения духа. Вера твердая и постоянная творит чудесные эффекты, даже в операциях ошибочных, так и недоверие и сомнения духа оперирующего, который придерживается середины между двумя крайностями, рассеивает и уводит его от получения желаемого результата. Отсюда исходит потеря желаемого влияния небесных тел, которое не может присоединиться ни к вещам, ни к операциям, не имеющих прочных и постоянных свойств.
Глава шестьдесят седьмая
КАК ДУХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЖЕТ СОЕДИНЯТЬСЯ С ДУХАМИ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ И ВМЕСТЕ С НИМИ ЗАПЕЧАТЛЕВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СВОЙСТВА ВЕЩАМ НИЗШИМ
Философы, особенно арабы, говорят, что когда дух человека сильно привязан благодаря страстям к какой-нибудь работе, он соединяется с душами звезд и разумами. Благодаря такому единению в вещи вливается некая чудесная сила. Человек благодаря этой силе может все и познает все. Эту силу можно ввести в знаки, формулы и изображения для получения желанных целей. Таким же образом все, что мыслит дух человека, пылко любящего, имеет действенность для любви; а все, что мыслит дух человека, сильно ненавидящего имеет цель вредить и разрушать. Когда наш дух стремится к какой-либо (большой крайности, например, добродетели, он зачастую выбирает для самого себя час наилучший и наибольшие удобства. Все это и говорит св. Фома Аквинский в своей третьей книге. Таким образом, большие страсти, которые дух внушает душе к таким-то вещам в какой-то час, сопровождались замечательными свойствами, которые производили удивительные действия. Но следует знать, что подобные вещи ничему не способствуют или почти ничему, если у них не было творца. Общим правилом является то, что всякий дух, совершенствующийся в желаемом и в своей страсти, создает себе вещи, наиболее способствующие и действенные в отношении того, что он желает. Если же хотят практиковать в магии, нужно знать и познавать