на случай неповиновения. Это касается
как внешней жизни человека (и общества), так и его внутренней жизни. На
уровне манипуры человек строит свой внутренний мир под постоянным силовым
давлением черного, создающего сильнейший императив: 'Надо', источник которого
человеку неясен и потому не обсуждается; силу давления уровневого черного
человек осознает лишь на анахате, когда это давление уходит. Уровневый черный
требует, чтобы жизнь человека была подчинена плану, структурирована,
упорядочена - и видит в этом и только в этом панацею от всех бед и
неприятностей, которые иначе придут в несметном числе.
Появление сильного уровневого черного неизбежно при провале с
непроработанной анахаты на манипуру - такова, в частности, судьба людей,
которые хотят быть добрыми и ненасильственными, но реально не в состоянии
выходить на анахату более, чем в краткие медитативные подъемы. Спускаясь
вниз, они попадают в лапы уровневого черного, который начинает их грызть
муками совести, недостаточно выполненного долга и т.п., причем часто человек
не понимает, что сами по себе эти ощущения относятся к манипурному уровню и
не могут служить основой для подъема на анахату: там, где конкретная вина и
конкретная цель, обязательно стоит уровень манипуры, а человека анахаты
совесть не мучает - он заранее никогда не идет ей наперекор. На анахате свои
неприятности - например, боль и сожаление за других, - но проблем силового
или структурного формирования своего внутреннего мира не возникает.
Черный плана манипуры машет кулаками прямо перед лицом хозяина. Если
уровневый черный создает напряжение в общем и целом, то плановый видит в нем
основное содержание усилий человека. Его девиз это, например, древнеримское
'разделяй и властвуй', а на практике это выглядит так: 'властвуй, разделяя':
любая структуризация, необходимо возникающая при проработке манипурного
плана, воспринимается черным как абсолютная и безграничная. Например, власть
уровней свадхистханы-манипуры и манипуры-манипуры всегда искушается черным на
предмет абсолютизации: в первом случае возникает тоталитарное государство
феодального типа, во втором - капиталистического. Таким образом, уровневый
черный явно демонстрирует жесткость манипурных структур и всячески
препятствует их высветлению, т.е. переходу на анахату. Его пафос - повышение
надежности путем прямого усиления, а побочные эффекты (утяжеление конструкции
и мировой кармы вокруг) его мало волнуют.
Например, черный ментальной свадхистханы-манипуры требует усилить рамы
теплицы, содержащей личную картину мира человека и увеличить толщину ее
стекол, а также сделать их дымчатыми, если солнце внешнего мира светит
слишком ярко. Черный каузальной анахаты-манипуры будет искушать хозяина
прилагать все больше и больше усилий для пробуждения совести или
правосознания в ситуации, которую ему явно не удается высветлить и которая
давно уже обращает его усилия во зло, так что она идет на нужды Гагтунгра.
Черный, однако, старается не дать осознать человеку этого обстоятельства,
приговаривая: 'Нельзя дать торжествовать в мире злу и невежеству. Давай
попробуем разобрать все по полочкам и объяснить им еще раз, почему следует
вести себя по-Божески'.
Черный подплана манипуры дает человеку прямолинейность и косность,
ощущение силы и знания того, по какой схеме все нужно делать. Точнее говоря,
подплановый черный дает искушения на тамасической фазе проработки ментального
подплана, т.е. когда он уже освоен, а на саттвической, начальной, фазе
черный, наоборот, дает человеку сильный комплекс неполноценности, ощущение
безнадежности создания в нем структуры в хаотическом море, оставшемся в
наследство от свадхистханного подплана. На последней, раджасической фазе,
черный изо всех сил вцепляется в имеющиеся структуры и ни за что не хочет с
ними расставаться, представляя каждую как образец законченного совершенства,
абсолютно необходимый для поддержания порядка. Косность подпланового черного
уровня свадхистханы-свадхистханы-манипуры отражена в поговорке 'гром не
грянет - мужик не перекрестится'. Черный на саттвической фазе
анахаты-анахаты-манипуры дает человеку неуверенность в силе своих способов
видения мира и воздействия на него и искушает человека опуститься на
анахату-манипуру-анахату; на тамасической фазе того же уровня черный дает,
наоборот, прямолинейность, догматизм и некоторое сужение восприятия
вследствие ложной уверенности в своих силах и возможностях.
Желтый уровня анахаты незаметно сдвигает