и родственники умершего. Глава семьи выходит из хижины с тыквой, наполненной пи вом, и говорит: 'Пусть человек, который резал живот, выйдет вперед', и когда тот выходит, глава семьи говорит ему: 'Разрезатель живота, пусть твои родственники, которые здесь присутствуют, выйдут вперед, мы дадим им подарок, и пусть они нам дадут подарок, а потом разопь ем тыкву'. После того, как пиво распито, начинается общий обмен подарками между родственниками умершего и родственниками разрезавшего жи вот. Тот, кто делает комуто подарок, также получает от него подарок,
После того, как обмен подарками закончился, они готовят кашу и ва рят птицу, наливают пиво в чашу и подносят тому, кто разрезал живот. Затем он тщательно моется, они дают ему масло, и он натирается им, возвращается к своим родственникам и говорит им: 'Теперь вынесите им мое пиво'. Они выносят пиво из хижины, дают ему это пиво вместе с кашей и птицей, и он вместе со своими родственниками пьет пиво. На этом все заканчивается...'
Куагбиару рассказывал:
'В прошлом, когда человека убирал его ровесник с помощью кол довства, они консультировались у оракула по поводу его смерти и хватали какогонибудь мужчину или женщину. Родственники умер шего человека с приговором оракула шли к принцу. Принц спрашивал своего оракула, и если тот также обвинял данного человека, принц го ворил родственникам умершего, что колдун должен выплатить им ком пенсацию дротиками. Принц приказывает колдуну уплатить родствен никам умершего двадцать дротиков и дать женщину. Колдун отдает дротики и женщину. Если есть другой колдун, помогавший первому в убийстве, он выплачивает десять дротиков за эту помощь. На этом дело заканчивается, и их оставляют в покое.
Когда умирает родственник колдуна, колдун говорит: 'Я уплатил компенсацию дротиками без оснований, просто потому, что я колдун. Будет хорошо, если они распорют живот этого моего родственника и посмотрят на то колдовское вещество, с помощью которого мы убива ем людей'.
Он поднимается, берет цыпленка и со своими родственниками идет к оракулу. 'Если мы разрежем живот нашему родственнику и увидим в его животе колдовское вещество, то оракул убьет цыпленка. Если это неправда, если в его животе нет колдовского вещества и люди напрасно обвиняли нас в колдовстве, то оракул пощадит цыпленка'. Им очень приятно, когда оракул оставляет цыпленка в живых.
Они возвращаются из буша и говорят, что хотят вскрыть живот своего родственника, чтобы посмотреть, имеется ли там колдовское ве щество, т. к. они уплатили двадцать дротиков и женщину и поэтому при шли посмотреть на свое колдовское вещество. Тогда какойнибудь посторонний человек берет нож, втыкает в тело ниже грудной кости и режет вдоль ребер вниз по животу сначала с одной стороны, потом с другой. После этого они вытягивают кишки, проверяют их на наличие колдовского вещества и не обнаруживают его.
Они говорят людям: 'Смотрите, мы уплатили дротики и женщину в возмещение колдовства, т. к. говорили, что мы убили человека, а теперь обнаружилось, что нет колдовского вещества в нас. Мы хотим получить обратно наши дротики и женщину'. Они говорят тому человеку, которому раньше уплатили компенса цию за смерть его родственника, что он должен возвратить дротики, поскольку в животе человека, который был обвинен в убийстве, не было колдовского вещества. И тогда он возвращает дротики и женщи ну колдуну, который когдато уплатил их в качестве компенсации за смерть его родственника'.
Так поступали многие люди, однако Гбудви относился к этому весьма неодобрительно и говорил, что если люди подвергнут сомнению приговор его оракула и вскроют живот человеку, чтобы посмотреть на колдовское вещество, то он сурово накажет их... Говорят, что в прошлом азанде иногда убивали детей мужского пола, чтобы посредством вскрытия доказать, что у них нет колдовского вещества. Я сильно сомневаюсь в существовании столь жесткого обы чая и, опираясь на многочисленные исследования, могу отметить лишь один случай такого рода.
Этот единственный случай связан с Бизанга из королевства Базуг ба сына Вандо. Куагбиару, рассказавший мне о нем, узнал об этих со бытиях в то время, когда, будучи ребенком, в общей панике бежал вме сте со своим отцом ко двору Базугба после пленения и изгнания Гбудви в 1882 году. Бизанга был кузнецом клана Абазили. С помощью колдов ства он умертвил Нгбанзи из клана Агбоку, однако Бафука принудил пострадавшую семью принять компенсацию дротиками и не позволил ей в отместку убить Бизангу, т. к. тот был кузнецом и делал инструменты для обработки земли.