убивает хамелеона и кладет на его тело несколько маленьких вето чек. Точно так же человек опасается потерять родственника, если ему удается подстрелить из лука цесарку. Если адори, одна из разновиднос тей маленьких красных муравьев, которые роют ходы под землей, что бы нападать на термитники изпод низу, появляются в жилище челове ка, это предвещает несчастье. Когда это случилось в хижине Каманда, у него умерли два родственника.
Когда человек видит игуану, это предвещает смерть родственника, а если он увидит сброшенную кожу игуаны или питона, то это означает, что смерть грозит ему самому. Зрелище мертвого Cricetus не предвеща ет вам смерти, но может означать смерть вашего родственника; столь же дурным предзнаменованием считается увидеть черепаху. Майор Ларкен отмечает, что медленно ползущий червяк предвещает несчас тье. Этих вестников горя и печали можно разделить приблизительно на две группы предвещающие человеку его собственную смерть и предвещающие смерть родственников. Мне говорили, что вид живого Cricetus означает скорое несчастье и что в высшей степени опасно уви деть падающую звезду или шимпанзе в траве. Увидеть любой из этих злосчастных объектов означает кпере предзнаменование несчастья и бедствия. Тем не менее, по моим наблюдениям, азанде не придают слишком большого значения этим предзнаменованиям. Они не прене брегают ими, но и не Проявляют к ним большого интереса. Некоторые представители азанде считают многие из них пустыми предрассудка ми, хотя и не показывают этого своим поведением. Так, человек нашей культуры может считать предрассудком страх перед числом тринад цать, хотя может возражать против того, чтобы ему предоставили тринадцатое место.
Я хочу посвятить несколько слов летучим мышам, которых прямо связывают с колдовством и считают переносчиками душ колдунов. Когда человек совершает магический обряд для защиты своих посе вов, он может впоследствии обнаружить в убранном урожае мертвых летучих мышей, убитых магией.
'По поводу летучих мышей. Летучая мышь портит созревший уро жай и должна улететь, когда урожай полегает на землю. Хозяин урожая проходит по полю, замечает растения, поврежденные мышами, и при нимает меры. Он совершает мощный магический обряд, и когда мышь прилетает вновь поедать посевы, она умирает.
Владелец посевов проходит по своим полям и видит тело мыши, погибшей от его магии. Он берет ее и сжигает дотла.
Когда весь урожай убран, люди начинают варить много пива. Во время приготовления пива человек берет пепел сожженной мыши и бросает щепотку в каждый горшок пива. После того, как пиво готово, он приглашает соседей насладиться напитком. Когда все собираются пить пиво, то человек, который заколдовал посевы и наслал на них мышь, также пьет пиво с подмешанным в него пеплом и заболевает от (Этого. Его тошнит от пива в отличие от всех остальных.
Родственники этого человека говорят, что его ктото заколдовал. Они утверждают, что владелец пива положил в него плохое лекарство. Однако владелец пива понимает, что произошло, и думает про себя: 'Тот кого тошнит, и есть тот самый человек, который заколдовал мои посевы и наслал на них летучих мышей. Теперь я знаю его'. Благодаря этому происшествию он знает своего врага, и ему нет нужды обращать ся к оракулу'.
Один информатор рассказал мне следующую историю: 'Один че ловек из клана Акаринга, которого звали Мазига, хорошо обрабатывал свое поле и собирал хорошие урожаи. Однажды он приготовил свое ма гическое лекарство и пошел ранним утром в поле, чтобы положить его на посевы, говоря при этом: 'Вы лекарства для посевов. Это лекар ство, которым я лечу посевы. Если колдун, женщина ли, мужчина или ребенок, пошлет свое колдовство в большой птице, в летучей мыши, чтобы испортить плодородие моих посевов, то он не вынесет моего ле карства. Если он появится в виде мыши, он умрет прямо на зерне'. Он кладет магическое лекарство на посевы и возвращается домой.
Урожай продолжает созревать и вскоре готов для жатвы. Однажды вечером он пошел посмотреть на свои посевы. Когда на середине поля он огляделся вокруг себя, то заметил мышь, которая умерла на вершине стебля. Он подобрал эту мышь и понес ее домой. Он сжег ее, а пепел положил в свой рог для лекарств.
Он собрал урожай и приказал жене приготовить пиво из зерен но вого урожая, чтобы пригласить соседей отведать его. Они смололи зер но, сварили пиво и налили его в горшки. Затем он отправил посыльного к своим соседям, чтобы тот пригласил старейшин прийти к нему вече ром пить пиво. Пригласил он также и своего зятя. Когда вечером