порождением колдовства, т. к. существуют в силу своего собственного права, как буйвол или амбар. Затем имеется нарушение табу половая связь до отнятия ребенка от груди в одном случае, кровосмешение в другом. Ребенок и мужчина заполучили лихорадку и проказу потому, что было нарушено табу. Причиной их болезни было нарушение табу, однако болезнь не убила бы их, если бы не вмешалось также и колдовство. Если бы колдовство не выступило в качестве 'второго копья', они все равно заболели бы лихорадкой и проказой, но не умерли бы от этих болезней. В этих примерах имеются две социально важные причины нарушение табу и колдовство, связанные с разными социальными процессами, и разные люди будут подчеркивать ту или иную из них.
Однако там, где было нарушено табу, а смерть не наступила, кол довство не привлекается в качестве причины. Если человек поест зап рещенной пищи после совершения магического обряда, он может уме реть, и в этом случае причина его смерти известна заранее, ибо она содержится в условиях ситуации его смерти, даже если при этом дей ствовало также колдовство. Однако вовсе не обязательно, что он умрет. Неизбежно лишь то, что лекарство, которым он попробует излечиться, не будет действовать. Неспособность лекарства достигнуть своей цели обусловлена нарушением табу, а не колдовством. Если человек имел половую связь со своей женой и на следующий день идет к оракулу, он не узнает истины, и его посещение будет бесплодным. Если бы он нару шил табу, то мог бы сказать, что колдовство помешало оракулу сказать правду, однако нарушение табу уже указывает причину его неудачи уз нать правду, и здесь не нужно прибегать к понятию колдовства. Никто не предполагает, что он нарушил табу перед консультацией у оракула, однако, если оракул говорит неправду, каждый готов допустить, что могло быть нарушено табу.
Точно так же, когда изделия горшечника трескаются в огне, кол довство не является единственной возможной причиной этого бедствия. Причинами неудачи могут быть неопытность или плохая работа, либо то, что горшечник имел половую связь предшествующей ночью. Сам горшечник припишет свою неудачу колдовству, однако у других может быть иное мнение.
Далеко не всякая смерть обязательно и единодушно приписывает ся колдовству или нарушению какогото табу. Смерть детей от неко торых болезней неопределенно приписывается Верховному Существу. Если человек неожиданно упал, тяжело заболел и умер, его родствен ники могут быть уверены, что против него был совершен магический обряд и не колдун убил его. Нарушение запретов, налагаемьис на кров нородственные связи, может уничтожить всю группу родственников и, когда братья и сестры умирают один за другим, посторонние люди при писывают их смерть кровосмешению, а не колдовству, хотя родствен ники умерших будут говорить о мести колдунам. Когда умирает пожи лой человек, посторонние люди говорят, что он умер от старости, одна ко они не произнесут этого в присутствии его родственников, утвержда ющих, что в смерти повинен колдун.
Полагают также, что прелюбодеяние приносит несчастье, хотя оно считается лишь одним из причинных факторов, к которому присоеди няется колдовство. Так, говорят, что человек может быть убит па войне или на охоте случайно, вследствие неверности его жены. Поэтому, прежде чем идти на войну или на длительную охоту, мужчина может попросить свою жену назвать ему имена ее любовников.
Животное может прорваться через сетчатую ловушку принца, и тог да руководитель группы, в которую входит молодой человек, охраняю щий эту ловушку, может поколотить его и приказать назвать имя его любовницы. Считалось бы очень серьезным оскорблением, если бы во время общественных работ на поле короля молодой человек совершил прелюбодеяние среди злаков. Даже в тех случаях, когда отсутствует нарушение морали и право вых норм, колдовство не признается единственной причиной неудачи или несчастья. В качестве причин могут быть названы некомпетент ность, лень и невежество. Когда девочка разбивает свой кувшин с водой или мальчик забывает закрыть на ночь дверь дома, они получают стро гий выговор от своих родителей за свою тупость. Ошибки детей обус ловлены небрежностью или незнанием, и, пока они еще маленькие, их учат не совершать их. Люди не говорят, что на них влияет колдовство, и, даже если готовы признать возможность колдовства, главной причи ной они считают тупость. Кроме того, азанде не так наивны, чтобы воз лагать ответственность за растрескивание кувшина во время обжига на колдовство, если последующая проверка показывает, что в глине