Все эти растения вызывают измененное состояние сознания, характеризующееся искажением восприятия и выходом за границы своего 'я', расширением сознания, при котором человек испытывает фантастические, мистические или космические трансцендентальные переживания. Некоторые из применявшихся тогда растений используются и сейчас, особенно дурман, пейот, конопля и мак'.
Античные врачи, пытаясь объяснить то, что в современной психиатрии называется 'расширением сознания', обратились к теории жидкостей, основы которой заложили Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) и Га-лен (129-200). В ней строение тела человека обсуждается в терминах четырех космических элементов: земли, воздуха, огня и воды. Эти четыре основных элемента имеют своих заменителей, своих 'связников' в человеческом теле:
Земля = меланхолия (черная желчь); Воздух = кровь; Огонь = желчь (желтая желчь); Вода = флегма (слизь).
Эта классическая гуморальная теория объясняет характер человека (или его 'темперамент') преобладанием одной из этих жидкостей в его теле. Роберт Бертон, например, в 'Анатомии меланхолии' делает короткий экскурс в 'анатомию тела и свойства души, чтобы лучше понять, что из чего следует'. Бертон объясняет не только то, как эти четыре жидкости обращаются в теле человека, но также и то, как 'дух' поднимается из крови и служит 'инструментом души':
Гумор - это жидкость или текучая часть тела. Кровь - это горячая, сладкая, выдержанная красная жидкость, по ней дух поднимается прямо в сердце, а затем оттуда разносится по артериям во все остальные части тела.
Флегма - холодная сырая жидкость, происходит от самой холодной части хилуса (млечного сока).
Желчь - горячая и сухая, горькая, происходит от самой горячей части хилуса.
Меланхолия-холодная и сухая, густая, черная и кислая, происходит от наиболее крахмалосодержащей пищи и избавляет от хандры...
Эти четыре жидкости в чем-то схожи с четырьмя элементами...
Дух - это чрезвычайно тонкий, едва уловимый пар, выделяемый кровью, посредством которого душа осуществляет все свои желаемые действия.
Джон Донн в одном из своих 'Благочестивых сонетов', в котором он пытается объяснить вхождение грехов в свое тело и душу, схватил суть этой теории и ее приложение к жизни человека:
Я малый мир, созданный как клубок Стихий и духа херувимской стати.
Каждый элемент связан с определенным характером. Идеальным для физического и душевного здоровья человека было бы равновесное присутствие всех четырех жидкостей в его теле. Избыток какой-то одной из них вызывает дисбаланс, влекущий за собой физиологические и психические отклонения. Т. е. гуморальная теория, в сущности, дает психологическое объяснение физиологии и физиологическое объяснение психологии: состояние тела влияет на здоровье ума, а душевное здоровье воздействует на телесное.
В случае ликантропии, как признавалось всеми, имеет место пре-ебладание черной желчи. Ее излишек может вызвать различные виды психического расстройства, включая депрессию, галлюцинации, мании и безумие. Постепенно слово 'меланхолия' стали употреблять и для обозначения патологического душевного состояния. В эпоху Возрождения пользовалось популярностью описание 'меланхолической ликантропии', взятое из сочинения 'Меланхолия' Аэция (конец V- начало VI века), цитируемое здесь по работе Гарзони 'Приют для неизлечимых идиотов':
'Из жидкостей меланхолию врачи считают причиной сумасшествия, названного греками 'ликантропия', а римлянами - 'волчьим бешенством', когда человек с приходом февраля убегает по ночам из дома на кладбища, где он бродит, воя, выкапывает кости мертвецов, с которыми ходит затем по улицам, к великому изумлению и ужасу всех тех, кто попадается ему навстречу... такие меланхолические личности имеют бледные лица, сухие, ввалившиеся и плохо видящие глаза, сухой язык; они испытывают постоянную потребность сплевывать, одновременно острую жажду, ощущая недостаток влаги'.
Были, конечно, и врачи, которые, принимая гуморальную теорию в качестве основы для объяснения ликантропии, вместе с тем считали, что дьявол охотится за меланхоликами и искажает их восприятие окружающей действительности.
Кстати, Гамлет у Шекспира предположил, что, быть может, он заблуждается, думая, что видел призрак своего отца; как бы соединяя в своем сознании гуморальную теорию со знанием о воздействии темных сил, он замечает:
Дух, представший мне, Быть может, был и дьявол; дьявол властен Облечься в милый образ; и возможно, Что, так как я расслаблен и печален - А над такой душой он очень мощен, - Меня он в гибель вводит.
Скотт же отвергает