камней в местах соприкосновения с подошвами танцоров составляет около 330°С.
А цвет окрашенных ступней участника церемонии в самые критические моменты
соответствовал температуре всего лишь 83°С, не более. Фактически раскаленные
угли (или камни) охлаждаются под ступней огнепроходца до умеренных температур,
близких к порогу безопасности. Это можно увидеть в буквальном смысле: за идущим
остаются темные следы. Наверное, именно это явление имел в виду Вергилий в
quot;Энеидеquot;:
Жар пожирает, а мы идем, сильные верой,
Через огонь и следы оставляем на тлеющих углях!
Конечно, свечение гаснет лишь в тонком поверхностном слое угля, и темный след,
оставляемый на ковре огня, снова разгорается, как только нога переступает
на другое место.
В процесс подготовки углей обязательно входит дробление их на небольшие, примерно
одинаковые по размеру угольки. В углях не должно быть предметов с высокой
тепловой активностью (например, металлических). Прикосновение к ним согласно
законам теплофизики, неизбежно вызовет ожог. Это подтверждают и нестинары
(так в Болгарии называют людей, ходящих по огню).
На вопрос корреспондента, бывает ли, что они обжигаются при хождении, один
из quot;огненных танцоровquot; отметил: quot;Нет, никогда. Но если в костер
попадает гвоздь или металлическая крышка от лимонадной бутылки, тогда обжигаемся.
Против раскаленного железа мы бессильныquot;.
Надо сказать, что сразу после эксперимента с красителем-индикатором Ф. Каргер
положил на один из камней кусочек затвердевшей кожи, срезанной с подошвы танцовщика.
Через несколько секунд этот кусочек, подобно лоскутку ткани, обуглился. Ученый
пришел к выводу, что наряду с чисто физическими законами, при хождении по
огню действуют и законы человеческой психики, механизм которых пока еще до
конца не разгадан.
Профессор Арнаудов и доктор Горвалова (Болгария) считают, что quot;явление
объяснимо на основе физиологического учения академика И. Павлова о высшей
нервной деятельности. Абсолютная уверенность нестинарки в том, что она не
получит ожогов, плюс быстрый танец, когда ноги едва касаются углей, - вот
секрет хождения по огнюquot;.
Американский антрополог С. Кейн считает, что поразительные способности ходящих
по углям являются классическим примером преобладания силы самовнушения над
нервными раздражительными процессами, в которых участвует вещество, известное
под названием quot;брадикининquot;. Его активность ходящие по огню, вероятно,
умеют подавлять усилием воли. Одновременно происходит сжатие кровеносных сосудов
в ногах - и уменьшается тепловая активность кожи. Это соответствует субъективным
ощущениям участников танцев на огне. Когда болгарскую нестинарку Невену спросили,
как ей удается по два-три раза за один вечер показывать свое искусство, она
ответила: quot;Сама не знаю. Едва заиграет музыка, как мне кажется, кровь
уходит из моих ног, ступни деревенеют, и сама я как во сне лечу над красной
землейquot;.
Психологический настрой перед огнехождением может состоять в сложной подготовке,
включающей танцы, пение, в прикосновениях мага или священнослужителя, quot;отвечающихquot;
за ритуал, и т. д. и может быть совершенно незаметным для окружающих и самого
участника действия. Что касается случаев ожогов, когда quot;вера внезапно
сломаласьquot; у идущих, по углям, то нет никакой необходимости привлекать
для объяснения этого quot;некую новую реальность, при которой огонь не горит
как обычноquot;. Огонь горит как обычно, но в силу каких-то причин внезапно
могли произойти изменения в психике человека, в результате чего резко увеличилась
тепловая активность кожи, и, как следствие этого, человек получал ожоги.
Упомянутый выше случай с Анной Монаро пытались объяснить по-разному. Многие
врачи наблюдали это явление, которое каждый раз с перерывами продолжалось
в течение нескольких секунд. Один психиатр предположил, что quot;явление
вызвано электрическими и магнетическими организмами, которые получили достаточно
сильное развитие в теле этой женщины и посему испускают сияниеquot; - другими
словами, еще один способ сказать: quot;Я не знаюquot;. Другой врач предложил
теорию электромагнитной радиации, связав ее с определенными химическими компонентами,
находящимися в