коже больной, что было близко к модной тогда теории биолюминесценции.
Д-р Прот-ти, который сделал пространное заявление относительно своих наблюдений
над синьорой Монаро, предположил, что ее слабое здоровье вместе с голоданием
и набожностью увеличили количество сульфидов в крови. Человеческая кровь испускает
лучи в ультрафиолетовом диапазоне, а сульфиды можно заставить люминесцировать
ультрафиолетовым облучением - это и объясняет сияние, исходящее от груди синьоры
Монаро (quot;Таймеquot;, 5 мая 1934 г.).
Предложенная теория не объясняла странной периодичности или локализации синеватых
вспышек, и вскоре сбитые с толку исследователи окончательно умолкли. Харви
говорит о светящихся бактериях, которые питаются человеческим потом, но, по
свидетельству Протти, Анна Монаро начинала обильно потеть лишь после того,
как ее грудь испускала сияние, и как раз в этот момент сердце у нее начинало
биться вдвое быстрее, чем обычно. Во многих учебниках и научных трудах по
токсикологии описываются раны, испускающие сияние. Объясняется это, как правило,
наличием в раках люминесцирующих бактерий или выделений, в которых содержатся
биохимические вещества люциферин и люцифера-за, а также АТФ (аденозинтрифосфат),
которые, как правило, не соединяются, а если их соединить, то они начинают
испускать свет. Аналогичный процесс происходит при свечении светлячков и огненных
мух. Однако, если бы эти теории можно было применить к случаю с синьорой Монаро,
то светиться должно было бы все ее тело.
В своей работе quot;Смерть: ее причины и связанные с ней явленияquot; Хэревард
Каррингтон рассказывает о ребенке, который умер от острого несварения желудка.
Когда соседи готовили, ему саван, они заметили, что тело мальчика испускает
голубоватое сияние и от него распространяется тепло. Было такое впечатление,
что оно находится на огне. Попытки погасить это сияние ни к чему не привели,
но через некоторое время оно -само по себе прекратилось. Когда передвинули
тело, то обнаружили, что простыня под ним обожжена.
В медицинской литературе случаи свечения человеческого тела обычно связывают
с патологией. Например, Гулд и Пайл в своей монументальной монографии quot;Аномалии
и курьезы в медицинеquot; (1937 г.) рассказывают о женщине, которая страдала
раком молочной железы; исходящий из поврежденного участка груди свет был достаточен
для того, чтобы увидеть циферблат часов, находящихся на расстоянии нескольких
футов.
Единственный случай излучения света практически здоровым человеком (не считая,
конечно, святых) описан в журнале quot;Английский механикquot; от 24 сентября
1869 г.: quot;Одна американка, ложась спать, обнаружила свечение верхней
части четвертого пальца ее правой ноги. Когда она терла ногу, свечение увеличивалось,
и какая-то неведомая сила раздвигала пальцы на ней. От ноги исходило зловоние,
и как светоизлучение, так и запах не прекращались даже тогда, когда нога была
погружена в таз с водой. Даже мыло не могло погасить или уменьшить свечения.
Длилось это явление три четверти часа, и наблюдал его муж этой женщиныquot;.
Однако никакое свечение больных людей не может соперничать со свечением мистиков.
Нимб или сияние всегда являются признаком духовности, и остается лишь предположить,
что этот универсальный символ берет свое начало из не менее универсального
явления. Святые, например, как об этом повествуют жития, светятся ослепительно
ярко. Наконец, в нашей повседневной жизни мы говорим о людях, сияющих от счастья.
Это не всегда лишь фигуральное выражение, и церковь не считает данные слова
простой метафорой. Папа Бенедикт XIV писал, например: quot;Похоже, что следует
признать фактом наличие естественного пламени, которое иногда становится видимым
вокруг человеческой головы, и также похоже на правду, что иногда от всего
тела человека может исходить огонь, однако не как костер, устремляющийся кверху,
а скорее в виде искр, летящих во все стороныquot;.
В качестве примера процитируем фрагмент из биографии святой Лидвины, написанной
Фомой Кемпийским: quot;И хотя она всегда лежала в темноте и свет материальный
был невыносим для глаз ее, свет божественный был ей приятен; вот почему ее
келья часто чудесно озарялась и всем казалось, что она полна материальных
светильников