Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

Стало

светлее, чем самым светлым днем, просто невообразимо светло, а когда сияние

достигло зенита, знакомый, с которым мы говорили в лавке, воскликнул: quot;Это

- мой Спаситель!quot; - и во сне я знал: он тут же покинул тело и вознесся

на небо; а я подумал, что недостоин последовать за ним. Тогда я проснулсяquot;.

Сон оставил о себе столь сильное впечатление, что какое-то время торговец

просто не решался его рассказывать. На исходе второй недели он поделился видением

с домочадцами, а позже пересказал его нескольким знакомым. Прошло три года,

и некий человек, известный своей праведностью, сказал жене торговца: quot;Bain

муж заново родился, но сам того не знает. В духовном смысле он - что слепой

младенец, но вскоре он должен прозретьquot;. И действительно, через три недели

после этого разговора, проходя с женой по Второй авеню (Нью-Йорк), торговец

воскликнул: quot;Мне дана вечная жизнь!quot; Он почувствовал, что в этот

момент в нем пробудился Христос, и понял, что сознание его пребудет вечно.

Через три года, находясь в толпе, на борту судна, он пережил еще один духовный

и психический опыт: ему казалось, что его душа и тело омылись в потоке света.

При этом, рассказывая свою историю, фрагменты которой мы и цитировали, он

замечает, что пережитое наяву так и не смогло вытеснить из его памяти переживания,

связанные с самым первым сном.

Привести этот пример спонтанной люминофании (quot;явления светаquot;) меня

побудили два соображения: 1) описываемые события произошли с обычным торговцем,

вполне удовлетворенным своим уделом, который вовсе не был подготовлен к каким-либо

мистическим озарениям такого рода; 2) первый опыт люминофании произошел во

сне. Судя но всему, пережитый опыт произвел на торговца самое глубокое впечатление,

но при этом он не осознал его значимость. Он просто почувствовал, что с ним

произошло нечто очень важное, каким-то образом касающееся спасения его души.

Мысль о том, что это - духовное возрождение, впервые посетила его, когда он

услышал слова quot;праведникаquot;, переданные женой. Только после замечания

человека, обладавшего духовным авторитетом, он осознал присутствие Христа

в своей жизни, а еще три года спустя пережил опыт сверхъестественного света,

омывшего его тело и душу.

Психолог мог бы сказать много интересного по поводу глубокой важности подобного

опыта. Со своей стороны, историк религий отметил бы, что случай с американским

торговцем прекрасно иллюстрирует ситуацию нашего современника, который считает

себя безрелигиозным - или, во всяком случае, желает быть таковым: религиозное

отношение к бытию вытеснено у него на уровень Бессознательного, там оно нашло

себе прибежище. По утверждению К. Юнга, Бессознательное современного человека

всегда проникнуто религиозными представлениями. В самом общем виде это можно

сформулировать следующим образом: мы наблюдаем у наших современников процесс

исчезновения религиозных чувств, точнее - вытеснение их на глубинные уровни

психики.

Пример, данный выше, водит нас в самую суть проблемы: мы видели, как встреча

с этим светом - даже если она произошла во сне - ведет к радикальному изменению

человеческого бытия, - оно раскрывается навстречу духовному миру. Все опыты

переживания сверхъестественного света имеют одну отличительную черту: всякий,

удостоившийся подобного опыта, изменяется: достигает иного уровня существования

и тем самым получает доступ к духовному миру. Каково действительное значение

изменений, затрагивающих самое бытие личности, и каков характер духовности,

к которой таким образом приобщается человек, - особая проблема, ее мы коснемся

чуть позже. Вдумаемся пока в сам факт: даже в западной цивилизации встреча

со светом вела к духовному перерождению.

Мифология молнии представляет особый интерес, Моментальное духовное озарение

уподоблялось молнии во многих религиях. Более того, вспышке молнии, прорезающей

тьму, приписывалось значение mysterium trernendum (quot;жуткой тайныquot;),

которая, преображая мир, наполняла душу священным ужасом. Считалось, что люди,

убитые молнией, вознесены на небеса божествами грозы, а их останки почитались

как священные реликвии. Человек, выживший после удара молнии, полностью меняется;

он начинает поистине новое существование,