Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

по собственному желанию, обладают ясновидением,

способны читать чужие мысли и т. д.

В церемониях инициации австралийских знахарей мистический свет играет весьма

важную роль. Во время посвящения знахарь должен отождествиться с Байаме, мастером

инициации, который во всем сходен с неофитом, но quot;из его глаз льется

светquot;. Другими словами, сверхъестественное состояние бытия связывается

со сверхизобилием света. Байаме посвящает претендентов, окропляя их quot;священной

водой, дарующей силыquot;, которая, по словам знахарей, не что иное, как

жидкий хрусталь. Хрусталь играет важную роль в инициации. Считается, что сверхъестественное

существо убивает посвящаемого, расчленяет его и наполняет тело горным хрусталем:

когда знахарь возвращается к жизни, он способен видеть духов, читать мысли,

взлетать на Небо, делаться невидимым и т. д. Благодаря кристаллам горного

хрусталя, заключенным в его теле и особенно в голове, знахарь находится на

другой ступени бытия по сравнению с прочими смертными. Такое почитание хрусталя

связано с его небесным происхождением: трон Байаме сделан из хрусталя, и Байаме

кидает на землю выломанные из него осколки. Другими словами, подразумевается,

что кристаллы - упавшие фрагменты небесного свода, то есть своего рода quot;застывший

светquot;.

Точно так же даяки, живущие на побережье, называют кристаллы quot;камнями

светаquot;. Считается, что свет, заключенный в хрустале, имеет сверхъестественную

природу: благодаря ему знахари получают способность видеть души, причем даже

души, находящиеся чрезвычайно далеко: души больных, скитающиеся в зарослях

или похищенные демонами. Более того, благодаря этим кристаллам знахари способны

взлетать на Небо - сходные представления распространены и у индейцев Северной

Америки. Способность видеть на большом расстоянии, подниматься на Небо, видеть

духов (души мертвых, демонов, богов) означает, что знахарь более не принадлежит

профанной Вселенной, а разделяет бытие сверхъестественных Существ. Он достиг

этого уровня благодаря смерти-посвящению, когда в его тело вошла субстанция,

описываемая как застывший свет: когда он таинственным образом воскрес к жизни,

можно сказать, что он омылся внутренним, сверхъестественным светом.

Таким образом, у австралийских знахарей мы находим то же отождествление духовного

света, познания, вознесения, ясновидения и способности к сверхчувственному

восприятию, что мы встречали у эскимосских шаманов. Но при этом интересующий

нас элемент - духовный свет - имеет несколько иное качество. Предполагается,

что в Австралии посвящаемый не проходит через озарение, сходное с тем, которое

испытывают эскимосские шаманы: сверхъестественный свет заполняет его тело

в прямом смысле слова - в виде кристаллов горного хрусталя. Он получает свет

не благодаря мистическому переживанию озарения, а благодаря инициатической

смерти, во время которой его тело наполняют кристаллами, символизирующими

божественный небесный свет. В данном случае мы имеем дело с ритуалом экстатического

типа: хотя посвящаемый quot;мертвquot; и расчленен на куски, он наблюдает

происходящее с ним: он видит сверхъестественные Существа, которые заполняют

его тело кварцем, и, вернувшись к жизни, в той или иной мере обладает способностями,

получаемыми эскимосскими шаманами в результате опыта озарения. Акцент падает

на ритуал, отправляемый сверхъестественными Существами, в то время как озарение

эскимосского шамана - опыт, обретаемый в одиночестве и являющийся результатом

долгих упражнений. Но, повторяем, результат обеих инициации может быть описан

в сходных терминах: эскимосский шаман, как и австралийский знахарь, - преображенный

человек, quot;видящийquot;, понимающий, обладающий сверхъестественными знаниями

и способный совершать сверхъестественные действия.

В религиозных и философских концепциях Индии, как и следовало ожидать, мистика

света носит более сложный характер. На первое место выступает основополагающее

представление о том, что свет - творящая сила. О quot;порождении из светаquot;

(джиотир праджанаман) говорится в quot;Шатапатха-брахманеquot; (VIII, 7,

2, 16-17). Свет- это quot;порождающая силаquot; (quot;Тайттирия-самхитаquot;,

VIII, I, I, 10). Уже в quot;Ригведеquot; (I, 115,1) утверждается,