Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

лунный диск,

солнце в полдень, круг пламени, кристалл, темный круг, за тем точка бинду),

палец (кала), звезда (наксатра), снова солнце,

лампа, глаз, сияние солнца и девяти ожерелий. quot;

Как мы видим, не существует каких-либо жестких правил, регулирующих последовательность

образов, связанных с опытом люминофании. Больше того, порядок, в котором перечисляются

световые манифестации, вовсе не соответствует последовательному увеличению

световой интенсивности. Так, в тексте quot;Шветашватара-упанишадыquot; свет

солнца упоминается намного раньше света луны. В тексте quot;Мандала-брахмана-упа-нишадыquot;

последовательность световых манифестаций еще более прихотлива. С моей точки

зрения, это является еще одним подтверждением того, что мы имеем здесь дело

не с физическим светом, принадлежащим природному миру, но с опытом мистического

характера.

О манифестации внутреннего света упоминают различные школы йоги. Так, комментируя

quot;Йога-сутруquot;, Вьяса говорит о quot;концентрации внутри лотоса сердцаquot;,

ведущей к переживанию чистого света. В ином контексте (III, 1) он упоминает

quot;свет головыquot; как один из объектов, на котором следует концентрироваться

йогу. Буддийские трактаты настаивают на потенциальной важности для успеха

медитации световых знамений. quot;Не дайте ускользнуть световым образам,

- читаем мы в quot;Сра-вакабхумиquot;, - будь то светильник, отблеск костра

или солнечный диск!quot;

Нет нужды говорить, что эти световые символы служат лишь отправными точками

для различных йогических медитаций. В трактатах Йогавакары детально описана

цветовая последовательность мистических световых образов являвшихся ему в

ходе йогических практик. Основная тема его сочинения - медитация на космические

стихии; в нем предлагается ряд упражнений, каждое из которых состоит из трех

стадий, и соответствующая стадия распознается по окраске возникающего в сознании

светового образа. Заметим, что проникновение в сущность каждого космического

элемента - проникновение, достигаемое посредством йогических медитаций, -

сопровождается переживанием световых образов разной окраски.

Мы поймем значение и сотериологическую ценность погружения в конечную суть

космической субстанции, если вспомним, что в махаяне космические стихии -

скапдха или дхату - отождествляются с татхагатами; медитация йога на космические

стихии фактически является методом достижения откровения самой сущности Татхагаты,

что есть продвижение по пути освобождения. Таким образом, абсолютная реальность

Татхагат - свет различной окраски. quot;Все татхагаты - пять огнейquot;,

- пишет Чандракирти Дхарама Дату - трансцендентная форма Ваджрадхары, является

Чистым Светом, Светом, совершенно лишенным окраски. Чандракирти говорит: quot;Дхарама-Дату

есть яркий Свет, а концентрация йога есть восприятие таковогоquot;. Заметим

в заключение, что бытие может быть воспринято лишь посредством мистического

опыта - и восприятие бытия сопровождается переживанием световых образов. Напомним,

что в упанишадах брахман, или атман тождествен Свету.

Таким образом, мы имеем дело с учением, характерным для Индии в целом; вкратце

его можно свести к следующему: чистое бытие, абсолютная реальность отчасти

может быть познана через переживание чистого света; процесс космического откровения

представлен в виде серии световых манифестаций, и возврат к космическому бытию,

растворение в нем идет как последовательная манифестация световых образов,

имеющих различную окраску.

Традиция, следы которой можно проследить вquot;quot;Дигха-ни-каеquot; (I,

2, 2), утверждает, что после разрушения Мироздания останутся лишь сияющие

существа, называемые абхасвары: тела их состоят из эфира, они витают в воздухе,

от них исходит ^свет, и жизнь их не имеет конца. Растворение на уровне микрокосма

происходит в момент смерти - и, как мы увидим ниже, умирание фактически представляет

собой ряд переживаний световых образов.

Характерная для всей Индии метафизика Света подталкивает к определенным выводам:

отметим особо, что 1) наиболее адекватное откровение божества осуществляется

благодаря Свету; 2) достигшие высоких степеней духовности - по крайней мере,

достигшие ступени quot;освобожденияquot; или Будды - также способны излучать