Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

свет; и наконец, заметим, (3) что космогония сравнима со световым откровением.

Проиллюстрируем эти выводы некоторыми примерами.

Читавшим quot;Бхагавадгитуquot; известно, что порой те-офания (quot;явление

божестваquot;) обретает вид слепящего потока света. Напомним знаменитую XI

главу, где Кришна открывается Арджуне в своем истинном облике, который, в

сущности, есть проявление огня:

Если бы свет тысячи солнц разом из неба возникли,

Эти светы были бы схожи со светом того Махатмы. (XI, 12)

Венчанного, лучезарного, всеозаряющего, со скипетром, диском, Труднозримого,

неизмеримого, в блеске огня и молний

я Тебя вижу? (XI, 17)

Безмерномощного, неисчислиморукого, без конца, середины, начала Солнце-луноокого,

вижу Тебя; жертвенным пламенем Пылают Твои уста. Ты озаряешь весь этот мир

своим блеском. (XI, 19)

Неба касаясь, Ты сияешь огромными, пылающими очами, многоцветный, разверзнув

зевы...

Узрев подобные огням губительного времени страшные зевы с торчащими клыками,

Не узнаю сторон, не нахожу спасенья... (XI, 24-25).

Однако этот пример - всего лишь самая известная из многочисленных теофаний,

упоминаемых в quot;Махабхаратеquot; и пура-нах. В quot;Хариваншеquot;

рассказывается о путешествии Кришны, Арджуны и одного брахмана на север, к

великому океану. Когда они наконец достигают его, волны расступаются по слову

Кришны, и странники проходят по дну, а справа и слева от них вздымается стена

воды. Далее странники прибывают к подножию величественных гор, и, повинуясь

велению Кришны, горы исчезают. И вот путники достигают некой туманной области;

лошади останавливаются и отказываются идти дальше. Тогда Кришна поражает туман

лучом, исходящим из чакры, - и туман рассеивается. При этом Арджуна и брахман

видят очень яркий свет, в котором пропадает в конце концов Кришна. Позже Кришна

открывает Арджуне, что этот свет и есть истинное quot;Яquot;.

В XII книге quot;Махабхаратыquot; Вишну открывается в виде вспышки молнии,

яркой, как свет тысячи солнц. Вслед за этим описанием в тексте сказано: quot;проникаясь

этим светом, смертные, искусные в йоге, достигают конечного освобожденияquot;.

В той же XII книге изложена история трех отшельников, которые в стране, что

к северу от горы Меру, тысячу лет практиковали тапас, чтобы постигнуть истинный

облик Нараяны. И вот голос с неба повелел им отправиться на север, где посреди

молочного океана расположен остров Светадвипа, таинственная quot;Белая земляquot;

индийских мифов: ее символика связана как с метафизикой Света, так и с сотериологическим

гнозисом. Отшельники добрались до Светадвипы, но свет, исходящий от Нараяны,

был столь ярок, что они ослепли. Еще сотню лет они провели в медитации и стали

различать людей, белых, как лунный свет. quot;Сияние их, - сказано в тексте,

- подобно сиянию Солнца, когда оно сойдет, чтобы испепелить Вселеннуюquot;.

Внезапно три отшельника видят свет, сравнимый со светом тысячи Солнц. Это

манифестация Нараяны - и все население Светадвипы устремляется к божеству,

чтобы преклонить перед ним колени и вознести молитвы.

Последний пример иллюстрирует сразу два момента: Свет есть сама сущность божественности,

и те, кто достиг мистического совершенства, окружены сиянием. Образ Светадвипы,

белого острова, подтверждает, что свет неразрывно связан с представлением

о духовном совершенстве; эта земля бела, ибо она населена совершенными людьми.

Если мы вспомним другие quot;белые землиquot;, присутствующие в индоевропейской

традиции, - Левка, Авалон, - то увидим, что в основе мифа о трансцендентных

областях - чудесных странах, которых нет на географической карте, - лежит

представление об особом качестве белого цвета, который символизирует трансцендентность,

совершенство и святость.

Сходные представления можно обнаружить в буддизме. Усами самого Будды в quot;Дигха-никаеquot;

сказано, что знак, предшествующий манифестации Брахмы, - quot;льющийся свет

и сияющая славаquot;. В одной из китайских сутр утверждается, что боги благодаря

практике созерцания и отсутствию нечистых желаний достигают состояния самадхи,

известного как quot;вспышка пламениquot;, когда их тела источают свет, который

ярче света Солнца и Луны. Это необычайно яркое сияние проистекает от совершенной

чистоты