Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

сердца. Согласно quot;Абхидхармакошеquot;, божества, соотносимые

с Брахмой, белы как серебро, тогда как те, что соотносятся с рупадхату, -

желты и белы. В других буддистских текстах говорится, что боги всех 18 классов

имеют тела, сияющие как серебро, и живут во дворцах, желтых как золото.

A fortiori (quot;тем пачеquot;) изображают в сиянии Будду. В Ама-равати

он представлен в виде колонны пламени. В конце повествования Будда замечает:

quot;Я стал пламенем и поднялся в воздух на высоту семи пальмовых деревьевquot;

(quot;Дигха-никаяquot;, III, 27), Два образа, выражающие преодоление человеческого

уровня - огненная яркость и вознесение на небо, - здесь использованы рядом.

Упоминания о сиянии Будды - своего рода клише, переходящие из текста в текст

(quot;Дивьяваданаquot;, XLVI-VII, 75; quot;Дхаммапада, XXVI, 51 и др.).

Статуэтки школы Гандхары отличаются тем, что изображают языки пламени, исходящие

от тела Будды, особенно - от его плеч. Иногда Будда изображается парящим в

воздухе, и тогда трудно дать однозначный ответ на вопрос, видим ли мы за его

спиной языки пламени или крылья.

НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ

Кандыба Виктор Михайлович - quot;С-К метод развития человекаquot;Кандыба Виктор Михайлович -nbsp;quot;С-К

метод развития человекаquot;nbsp;nbsp;nbsp;

То, что этот свет имеет йогическую природу, то есть является результатом

практической реализации трансцендентного состояния, свободного от всяких ограничений,

подтверждается рядом текстов. Так, quot;Лалитавистараquot; говорит, что

когда Будда пребывает в самадхи, quot;луч, называемый Украшение Света Знания

(quot;джнаналокаланакрам намарасмихquot;), поднимается от его черепного

шва (усниса) я сияет над головойquot;. Поэтому в иконографии Будду принято

изображать с нимбом пламени, окружающим его голову. А. К. Кумарасвами цитирует

вопрос из Саддхармапундарикиquot; (с. 467): quot;Ради ка-кого знания сияет

нимб над головой quot;Татхагаты?quot; - и находит ответ в строке из Бхагавадгитыquot;

(XIV, II): quot;Там, где знание, свет сияет сквозь отверстия телаquot;.

Тем самым сияние тела есть признак преодоления всех обусловленных состояний;

боги, люди и Будды сияют, когда они погружены в самадхи, то есть когда они

составляют одно с абсолютной реальностью, Бытием. Традиция, связанная с чань-буддизмом,

утверждает, что при рождении каждого Будды он осиян пятью огнями, а от тела

его исходит пламя. Точно так же любой Будда может озарить всю Вселенную светом,

что исходит от нескольких волосков, растущих между его бровями. Характерно,

в ами-дизме - мистическом течении, которое придает опыту люми-нофании гораздо

большее значение, чем другие школы буддизма, - именно Амида, Будда Бесконечного

света, играет главную роль.

Другая мистическая тема, важная для нашего исследования, - посещение Будды,

медитирующего в пещере, Индрой (Индра-шайлагуха). Согласно этому мифу, Индра

в сопровождении сонма богов сошел с неба в Магадху, где в пещере на горе Ведийяка

медитировал Татхагата. Пробужденный пением Гандхарвы от медитации. Будда волшебным

образом раздвинул пещеру, так что все гости смогли войти в нее, а он - принять

их подобающим образом. Пещеру освещал яркий свет. В quot;Дигха-никаеquot;

(Сакка Панха Сутта) говорится, что свет исходил от богов, однако другие источники

(quot;Диргханаиа-сутраquot;, X и далее) приписывают причину этого света

quot;пламенеющему экстазуquot; Будды. В классических биографиях Будды, написанных

на пали и санскрите, это посещение Индры не упоминается. Однако данный эпизод

занимает важное место в искусстве Ган-дхары и Центральной Азии. Параллель

с пещерой Рождества и поклонением волхвов напрашивается сама собой. Монере

Вил-лар заметил, что обе легенды повествуют о том, как Царь богов (Индра)

или quot;Цари, сыновья царейquot; посещают пещеру, чтобы поклониться Спасителю,

при этом пещера чудесным образом озарена сиянием. Несомненно, сам этот мотив

старше, чем индо-ирано-эллинистический синкретизм; он неотделим от мифа о.

победном появлении Бога Сына из изначальной пещеры.

Следует сказать несколько слов о связи космогонии с метафизикой света. Мы

видели, что махаяна