сердца. Согласно quot;Абхидхармакошеquot;, божества, соотносимые
с Брахмой, белы как серебро, тогда как те, что соотносятся с рупадхату, -
желты и белы. В других буддистских текстах говорится, что боги всех 18 классов
имеют тела, сияющие как серебро, и живут во дворцах, желтых как золото.
A fortiori (quot;тем пачеquot;) изображают в сиянии Будду. В Ама-равати
он представлен в виде колонны пламени. В конце повествования Будда замечает:
quot;Я стал пламенем и поднялся в воздух на высоту семи пальмовых деревьевquot;
(quot;Дигха-никаяquot;, III, 27), Два образа, выражающие преодоление человеческого
уровня - огненная яркость и вознесение на небо, - здесь использованы рядом.
Упоминания о сиянии Будды - своего рода клише, переходящие из текста в текст
(quot;Дивьяваданаquot;, XLVI-VII, 75; quot;Дхаммапада, XXVI, 51 и др.).
Статуэтки школы Гандхары отличаются тем, что изображают языки пламени, исходящие
от тела Будды, особенно - от его плеч. Иногда Будда изображается парящим в
воздухе, и тогда трудно дать однозначный ответ на вопрос, видим ли мы за его
спиной языки пламени или крылья.
НАЗАД
СОДЕРЖАНИЕ
ДАЛЕЕ
Кандыба Виктор Михайлович - quot;С-К метод развития человекаquot;Кандыба Виктор Михайлович -nbsp;quot;С-К
метод развития человекаquot;nbsp;nbsp;nbsp;
То, что этот свет имеет йогическую природу, то есть является результатом
практической реализации трансцендентного состояния, свободного от всяких ограничений,
подтверждается рядом текстов. Так, quot;Лалитавистараquot; говорит, что
когда Будда пребывает в самадхи, quot;луч, называемый Украшение Света Знания
(quot;джнаналокаланакрам намарасмихquot;), поднимается от его черепного
шва (усниса) я сияет над головойquot;. Поэтому в иконографии Будду принято
изображать с нимбом пламени, окружающим его голову. А. К. Кумарасвами цитирует
вопрос из Саддхармапундарикиquot; (с. 467): quot;Ради ка-кого знания сияет
нимб над головой quot;Татхагаты?quot; - и находит ответ в строке из Бхагавадгитыquot;
(XIV, II): quot;Там, где знание, свет сияет сквозь отверстия телаquot;.
Тем самым сияние тела есть признак преодоления всех обусловленных состояний;
боги, люди и Будды сияют, когда они погружены в самадхи, то есть когда они
составляют одно с абсолютной реальностью, Бытием. Традиция, связанная с чань-буддизмом,
утверждает, что при рождении каждого Будды он осиян пятью огнями, а от тела
его исходит пламя. Точно так же любой Будда может озарить всю Вселенную светом,
что исходит от нескольких волосков, растущих между его бровями. Характерно,
в ами-дизме - мистическом течении, которое придает опыту люми-нофании гораздо
большее значение, чем другие школы буддизма, - именно Амида, Будда Бесконечного
света, играет главную роль.
Другая мистическая тема, важная для нашего исследования, - посещение Будды,
медитирующего в пещере, Индрой (Индра-шайлагуха). Согласно этому мифу, Индра
в сопровождении сонма богов сошел с неба в Магадху, где в пещере на горе Ведийяка
медитировал Татхагата. Пробужденный пением Гандхарвы от медитации. Будда волшебным
образом раздвинул пещеру, так что все гости смогли войти в нее, а он - принять
их подобающим образом. Пещеру освещал яркий свет. В quot;Дигха-никаеquot;
(Сакка Панха Сутта) говорится, что свет исходил от богов, однако другие источники
(quot;Диргханаиа-сутраquot;, X и далее) приписывают причину этого света
quot;пламенеющему экстазуquot; Будды. В классических биографиях Будды, написанных
на пали и санскрите, это посещение Индры не упоминается. Однако данный эпизод
занимает важное место в искусстве Ган-дхары и Центральной Азии. Параллель
с пещерой Рождества и поклонением волхвов напрашивается сама собой. Монере
Вил-лар заметил, что обе легенды повествуют о том, как Царь богов (Индра)
или quot;Цари, сыновья царейquot; посещают пещеру, чтобы поклониться Спасителю,
при этом пещера чудесным образом озарена сиянием. Несомненно, сам этот мотив
старше, чем индо-ирано-эллинистический синкретизм; он неотделим от мифа о.
победном появлении Бога Сына из изначальной пещеры.
Следует сказать несколько слов о связи космогонии с метафизикой света. Мы
видели, что махаяна