свет в глубине своей сущности, то он обретает просветление, гнозис
и проходит через переживание неземной красоты - если любовное соединение становится
ритуалом или божественной quot;игройquot;, когда задержка семяизвержения
отменяетquot; биологическую цель полового акта. В таком случае майтхуна является
отчаянной попыткой вернуться к ситуации изначального человека, когда люди
были светозарными существами, и свет играл главную роль в воспроизведении
человеческого рода.
Вне всякого сомнения, quot;Тухьясамаджа-тантраquot;, так же как и комментарии
к ней, созданные Чандракирти и Цзонкаба, вовсе не провозглашают открыто, что
соответствующие учения преследуют именно эту цель. Свет, через который проходит
адепт во время майтхуны, является Чистым Светом гнозиса, светом сознания,
погруженного в нирвану, - и этого достаточно для оправдания крайне радикальных
практик тантризма. Но вся группа индо-тибетских верований, вбирающая в себя
и миф об Изначальном Человеке-Свете, и тантрические и алхимические идеологии
и техники, настаивает на том, что некоторые йоги достигали бессмертия в телесном
облике. Эти йоги не умирали, а исчезали в Небе, quot;облачившисьquot; в
тело, которые разные источники называют quot;телом радугиquot;, quot;небесным
теломquot;, quot;духовным теломquot;, quot;телом Чистого Светаquot; или
quot;божественным теломquot;. Легко узнать в этом представления об астральном
теле - теле, созданном из Света, - которым обладал Первочеловек.
Как бы ни были многообразны переживания внутренней люминофании и их интерпретации
у мистиков Индии и индо-тибетских буддистов, все они укладываются в весьма
стройную систему. Переживание Света в первую очередь означает встречу с абсолютной
реальностью; в силу этого внутренний Свет открывается человеку, когда он осознает
истинное quot;Яquot; (атман) или постигает сущность жизни и космических
стихий, или в момент его смерти. Во всех этих случаях разрывается завеса иллюзии
и незнания. Внезапно человек слепнет от Чистого Света; он погружается в бытие.
С определенной точки зрения можно сказать, что профанный мир, мир причинно-следственных
связей, преодолевается - и дух вырывается на уровень абсолюта, который одновременно
есть и уровень бытия, и уровень божественности. Брахман, так же как и Будда,
одновременно символизируют и божественность, и бытие, высшую реальность. Для
мыслителей Индии бытие, божественность и мистическое сознание - акт, благодаря
которому осознается реальность, - тождественны. Вот почему встреча со Светом
происходит как во время медитаций, когда адепты, следующие предписаниям упанишад
или буддизма, сосредоточиваются на бытии как таковом, так и при попытках достичь
откровения божественной сущности - этот метод практиковался в некоторых системах
йоги и ряде мистических школ. Так как бытие идентично божественной сущности,
божества всегда озарены сиянием или открываются своим почитателям в виде манифестации
Света. Но люди тоже источают свет, когда они вышли за рамки условностей, в
которых протекает земная жизнь, то есть когда они обрели высшие знания и достигли
уровня свободы. Для индийского мышления свобода неотделима от знания; и человек,
познавший профан-ную структуру бытия, освобождается уже в этой жизни, он более
неподвластен космическим законам. С этого момента ему непосредственно даны
наслаждения божественности, он перестает быть марионеткой во власти законов
причины и следствия, а quot;играетquot; подобно богам - или пляшущим языкам
пламени.
В заключение заметим: для мыслителей Индии обретенный мистический свет означал
преодоление этого профанного мира и обусловленного существования и достижение
иного уровня существования - уровня бытия, божественного, высшего знания и
абсолютной свободы. Свет - знак проявления абсолютной реальности - реальности,
лишенной всех атрибутов. И поэтому встреча с нею есть столкновение со слепящим
белым светом, в котором в конце концов человек исчезает, растворяясь и не
оставляя следов. Ибо следы связаны с индивидуальной историей личности, с памятью,
а тем самым - с преходящими и (с точки зрения вечности) нереальными событиями
- сущностями, которые не имеют с бытием ничего общего. Тот, кто достиг Света
и осознал в нем себя, достиг уровня существования,