Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

лежащего за пределами человеческого

воображения. Все, что дано нам понять, - что он окончательно умер для нашего

мира - и так же умер для всех возможных миров посмертного существования.

Обращаясь к Китаю, мы обнаружим, что и здесь опыт переживания Света означал

выход за рамки мирского сознания. quot;Из великой успокоенности Всеобъятного

исходит Небесный Свет, - говорит Чжуанцзы (гл. XIII). - В Небесном Свете люди

опознаются как люди, вещи опознаются как вещи. Только упорный человек обладает

постоянствомquot;. Встреча со светом может быть спонтанна, а может являться

результатом длительного самоограничения. Во времена династии Мин (XVI в.)

некий ученик поселился по соседству с мастером, 30 лет медитировавшим в пещере.

Как-то ночью, в одиночестве идя по горной тропе, ученик quot;почувствовал,

как в теле его струится свет, и услышал в голове раскат громаquot;. Гора,

поток, мир и quot;Яquot; ученика исчезли. quot;Это продолжалось столько

времени, сколько требуется, чтобы сжечь 5 щепотей благовонийquot;. Вернувшись

в состояние обычного сознания, ученик почувствовал, что стал совершенно иным

человеком и очистился своим собственным Светом. Позже мастер объяснил ему,

что за 30 лет медитаций с ним часто происходило подобное, но он научился не

придавать этому значения, ибо даже мистический свет должен быть отброшен.

В данном примере опыт переживания внутреннего Света указывает, что произошел

переход к иному плану бытия, но сам по себе такой переход вовсе не обязательно

означает - как в Индии - встречу с абсолютной реальностью. Тем не менее, ряд

психофизиологических техник, разработанных или систематизированных в неодаосизме,

придает важное значение различным видам внутренней люминофании. Даосские техники

в чем-то сходны с йогой и направлены на так называемое quot;усвоение дыханияquot;.

Адепт медитирует на каждом виде дыхания - покуда он не станет видеть его цвет

- и после этого quot;впитываетquot; его. Он визуализирует дыхание, представляя,

как оно приходит из четырех пределов и Центра - то есть из всей Вселенной,

- и затем quot;сглатываетquot; его, заставляя проникнуть в тело. Таким образом,

космическая энергия, которая есть эссенция жизни и семя бессмертия, насыщает

тело, высветляя и изменяя его; ибо идеал даосов - не освобождение, но величественная

и безгранично долгая Жизнь, благословенное существование в совершенном слиянии

с космическими ритмами.

Процесс quot;впитыванияquot; дыхания определенного цвета, по всей видимости,

берет свое начало от гораздо более древних техник, целью которых было насыщение

дыханием Солнца. Один из неодаосских трактатов описывает это следующим образом:

quot;На рассвете (в три или пять утра), когда восходит Солнце, сидя или стоя,

сконцентрируй внимание, етиснув зубы девятикратно; взывай из глубины сердца

к хуену Солнца, что сияет подобно жемчужине, чей зеленый блеск превращается

в красный ореол, из которого является алый юноша - пламенный образ, скрывающий

в себе тайну; закрой глаза и держи веки плотно сжатыми; и медитируй на пять

цветов Солнца, развертывающихся в сияющий ореол и омывающих тело от макушки

до пят. Сделай малиновый вдох, подобный зрачку в центре яркого облака - и

т. д.quot;.

Сходного результата можно достичь, впитывая не дыхание Солнца, а образ светила.

В центре квадрата или круга рисуется иероглиф Солнца, quot;и каждое утро,

обернувшись лицом к востоку, держа папирус в правой руке, сконцентрируйся

на изображении, покуда оно не станет сияющим Солнцем; поглоти этот образ,

и да покоится он в твоем сердцеquot;. Другой метод состоит в том, что в полночь

адепт медитирует на том, как quot;идея Солнца, пройдя через рот, достигает

сердца и освещает его полость сердца, так что сердце становится ярким как

Солнце; какое-то время сердце и Солнце пребывают одним, и при этом возникает

чувство, будто сердце разогреваетсяquot;. В последнем примере реальное Солнце

не имеет никакого значения. Это - лишь образ, помещаемый внутрь и проецируемый

на сердце, с тем чтобы пробудить в нем внутренний свет. Другой текст вносит

несколько существенных дополнений: после визуализации в центре сердца алого

солнечного диска размером с монету следует добиться, чтобы этот образ циркулировал

по всему телу.

Упоминание