о циркуляции образа внутри тела станет понятнее, если мы обратимся
к методам циркуляции внутреннего света, практикуемым даосами. Эти методы описаны
в неодаосском трактате quot;Тайна Золотого цветкаquot;, который был переведен
Р. Вильгельмом и откомментирован К. Юнгом. Текст этот достаточно известен,
поэтому я коснусь лишь некоторых деталей, имеющих непосредственное отношение
к нашей теме. quot;Эликсир и Жизнь, - говорит автор трактата, - нельзя увидеть:
ими наполнен Небесный свет. Свет Небес нельзя увидеть: им наполнены глазаquot;.
Необходимо quot;обернуть глаза зрачками в душуquot;: только тогда можно
постигнуть внутреннюю сущность. В медитации, напоминающей медитацию йога,
когда дыхание ритмизировано, а веки закрыты, глаза, вместо того чтобы смотреть
вовне, освещают внутреннее пространство. Таким образом происходит встреча
со Светом.
Другое упражнение предлагает мысленно сконцентрироваться на точке между бровями,
чтобы Свет мог проникнуть в глубь тела. При этом акцент делается не на том,
чтобы увидеть Свет, а на том, чтобы заставить его циркулировать по телу. Среди
многих методик, рекомендуемых в тексте трактата, наибольшее значение придается
так называемому quot;подъему против теченияquot; или технике quot;противотокаquot;.
С помощью этого психофизического упражнения мысли собираются в Месте Небесного
сознания, Сердце Небес, там, где владычествует Свет.
Здесь нет места подробно комментировать этот метод, в котором легко увидеть
аналогию с тантрической техникой ульта-садхана (букв, quot;движение против
теченияquot;) и даосским путем quot;возвращения к истокамquot;. Заметим
лишь, что в результате постоянных упражнений начинается циркуляция внутреннего
Света по телу, и если она осуществляется достаточно долго, Свет кристаллизуется,
порождая так называемое quot;природное Духовное телоquot;. Обращение Света
создает внутри тела quot;истинное семяquot;, которое затем трансформируется
в зародыш. Если в течение года его нагревать, вскармливать и омывать в соответствии
с описываемым методом внутренней алхимии (а текст упоминает об quot;огнеquot;),
эмбрион достигнет зрелости, - иными словами, человек переродится в новое существо.
В другом месте текст утверждает, что благодаря обращению Света внутри тела
космические силы, символически описываемые как Небо и Земля, выкристаллизовываются
в семя, и через сто дней из него родится в центре света quot;жемчужное семяquot;.
Что такое quot;выкристаллизовавшийся Светquot;, объясняется в трактате через
ряд образов: это набухающий бутон, который распускается в Золотой цветок,
созревающее семя, превращающееся в эмбрион, жемчужина. Космологические, биологические
и алхимические образы здесь переплетены и дополняют друг друга. В конце концов,
адепт обретает эликсир бессмертия, символом которого является Золотой цветок.
О том, что Золотой цветок распустился, возвещает опыт люминофании. quot;Когда
достигнуто равновесие созерца-ния, Свет, исходящий от глаз, становится ослепительно
ярок, так что все вокруг Успокоившегося сияет, будто он окружен нимбом. Если
он приоткроет глаз и взглянет на тело, то не обнаружит его. Это свидетельствует,
что quot;в пустой комнате растет светquot; и является добрым предзнаменованием.
Иногда же плоть тела начинает сиять, подобно шелку или нефриту. Тогда бывает
трудно усидеть: адепт чувствует, что его приподнимает над землей. Это называется:
quot;Дух возвращается и выталкивает в Небоquot;. Иные в этом состоянии действительно
воспарялиquot;.
Рассматриваемые тексты намного сложнее, чем это может показаться из нашего
краткого обзора. Однако нас интересуют лишь представленные в ней описания
внутренней люминофании. Какое значение придавали ей даосы? Следует отметить:
данные техники не имеют ничего общего с quot;достижением божественностиquot;
и просто quot;переживанием присутствия божестваquot;. Свет скрыт в самом
человеке, в глубине его сердца. Весь этот космопсихологический мистицизм служит
тому, чтобы пробудить внутренний свет и заставить его циркулировать по телу.
Иначе говоря, тайна жизни и бессмертия записана в самой структуре Космоса,
а значит - ив структуре микрокосма, которым является человеческий организм.
При этом акцент делается на практике, а не на метафизическом