in Matthaemquot; (Part. Gr., LVII,
col. 637-638) обогащает легенду новыми деталями, которые, видимо, также имеют
иранское происхождение. Согласно его рассказу, двенадцать волхвов жили у подножия
Горы Победы. Они знали тайное пророчество Сифа о пришествии Мессии, и каждый
год всходили они на вершину горы, где была пещера, подле которой бил родник
и росли деревья. Там, в тиши, возносили они хвалы Богу и елавили Господа три
дня, ожидая появления звезды. И однажды звезда взошла, и походила она на младенца;
младенец повелел им идти в Иудею. Следуя за звездой, волхвы отправились в
путь и шли два года. И, вернувшись домой, поведали они о чуде, которому были
свидетелями; а когда после Воскресения Христова апостол Фома пришел в те земли,
приняли от него крещение (Monneret de Vilard, с. 22 и ел.).
Вновь мы встречаемся с этой легендой в quot;Хрониках Зук-нинаquot;, сирийском
тексте, авторство которого долгое время приписывалось Псевдо-Дионисию из Телл
Магре. Здесь легенда обрастает новыми подробностями. Датированы quot;Хроники
Зук-нинаquot; 774-775 годами, но их прототип (как и прототип quot;Opus imperfectumquot;),
несомненно, старше конца VI века (Monneret de Vilard, с. 52). Ниже мы приводим
краткий пересказ фрагментов этого текста, имеющих отношение к нашим разысканиям.
Записав все, что было открыто ему Адамом о пришествии Мессии, Сие)) сокрыл
рукопись в Сокровенной Пещере Таинств. Посвятив сыновей в суть этих таинств,
он повелел им каждый месяц подниматься на гору и навещать пещеру. Двенадцать
quot;Мудрых царейquot; из страны Шир, quot;Цари и сыновья царейquot;,
ревностно исполняли этот ритуал, ожидая, покуда сбудется пророчество Адама.
Однажды, взойдя на гору, они увидели невыразимо яркий световой столп, увенчанный
звездой, чей свет был ярче света тысячи солнц. И Звезда вошла в Сокровенную
Пещеру, озарив ее светом. Цари услышали голос, приглашавший их внутрь, и когда
они вошли, то яркий свет ослепил их, и упали они на колени, и молились. Но
свет стал меркнуть и со временем принял форму смиренного человека небольшого
роста, который сказал, что он послан Отцом Небесным. И он повелел им взять
сокровища, что были спрятаны в пещере их предшественниками, и направиться
с ними в Галилею. Идя за светом, Цари пришли в Вифлеем и нашли там пещеру,
во всем подобную Сокровенной Пещере на горе. Повторилось то же самое чудо:
столп света и сияющая над ним звезда, скрывшаяся затем в пещере. Потом они
услышали голос, приглашавший их войти. И увидели они тогда Младенца во славе,
и сняли перед ним свои короны, и положили у ног Его. Иисус же приветствовал
их как quot;Сынов Востока, где властвует Светquot;, quot;достойных видеть
Свет изначальный и вечныйquot;. Все это время пещера была ярко освещена изнутри.
Младенец, quot;Сын Светаquot;, долго беседовал с ними, называя их quot;получившими
Свет и достойными совершенного Светаquot;. Затем Цари отправились в обратный
путь. И на первой стоянке, когда вкушали они пищу, им опять предстал свет.
Один из них увидел quot;великий Свет, подобного которому нет в миреquot;,
другой - quot;звезду, что ярче Солнцаquot;, и т. д. И, вернувшись в свое
царство, поведали они все, что было им явлено. Когда же пришел в Шир апостол
Иуда Фома, проповедуя веру, Цари крестились, и тогда Дитя Света вновь сошло
с Небес и говорило с ними.
В этом неуклюжем и, многословном рассказе выделим мотивы, непосредственно
относящиеся к нашей теме: 1) преобладание световых манифестаций (Столп Света,
Звезда, сияющий Младенец, слепящий свет и т. д.); которые связаны с представлением
о Христе как несказанном Свете; 2) Рождество в пещере; 3) название страны,
именуемой в quot;Хроникеquot; Шир и являющееся искаженным quot;Шизquot;
- названием места рождения Заратустры, поэтому quot;Гора Победыquot; расположена
в центре земли Шиз и, 4) видимо, является подобием иранской Мировой Горы,
Хара Барзаити - Axi Mundi, соединяющей Небо и Землю. Так как это quot;Центр
Мираquot;, то именно здесь и скрывает Сиф пророчество о приходе Мессии, а
звезда возвещает о рождении Владыки Мира - Спасителя. В иранской традиции
хварна, сияющая над священной горой, - знак, возвещающий о Саошьянте, чудесном
рождении Избавителя из рода Заратустры. Заметим в конце, что периодические