восхождения на Гору Победы также несут символическую нагрузку: так как эта
Гора является quot;Центром Мираquot;, именно здесь должен сперва явиться
эсхатологический Свет.
Все эти элементы являются неотъемлемой частью великого синкретического мифа
о Владыке Мира - Избавителе, сильно измененного под персидским влиянием. В
том или ином виде этот миф, вне всякого сомнения, в свою очередь повлиял на
иудаизм и христианство. Однако некоторые из связанных с ним представлений
гораздо старше, чем культ Митры и ирано-семитский синкретизм. Приведем лишь
один пример: в соответствии с иудейской традицией Мессия должен явиться на
вершине Горы.
Здесь этот образ, очевидно, является развитием комплекса идей, связанных с
божественной горой - Сионом, расположенной на quot;севереquot; (ср., например.
Псалом 48, 2), - мы находим его уже среди населения Ханаана, а также у вавилонян.
Ближневосточные религии древности создали свои мифориту-альные драмы из следующих
элементов, более или менее их систематизировав:
Мировая Гора - quot;Райquot; - дворец Верховного Бога или место рождения
Владыки Мира (Спасителя) - Спасение мира (восстановление космической гармонии),
связанное с воцарением нового Царя Мира. Что касается предмета наших исследований,
то можно утверждать, что в иранской версии рождества Космократора - Избавителя
существенное место занимали образы Света, Звезды и Пещеры, и именно их позаимствовало
и разработало quot;народное христианствоquot;.
У нас нет возможности подробно остановиться на религиозных оценках света и
различных опытах люминофании в иудаизме, синкретических религиях эллинистической
эпохи, гностицизме и христианстве. Дело не только в том, что объект исследований
необъятен и не поддается изложению в виде реферата или краткого обзора, но
необходимо учесть и тот факт, что он достаточно подробно изучен многими исследователями.
Ограничимся тем, что в связи с ветхозаветной проблематикой отошлем читателей
к книге: Aalem Sverre. Die Begriffe quot;Lichtquot; und quot;Finsternisquot;
im Alien Testament, im Spatjudentum und im Rabbinismus (Oslo, 1951); о Филоне
Александрийском в мистическом опыте божественной люминофании в эллинистическом
иудаизме см. труд: Erwin Goo-denough. By Light, Light. The Mystical Gospel
of Hellenistic Judaism (New Haven, 1935); о символике света в эпоху заката
античной цивилизации: Bultmann. Geschichte der Lichtsymbolik im Alterum; о
Хануке, еврейском празднике света, смотри последние исследования О. С. Ранкина,
Дж. Моргенстерна и Р. Дяс, Ц. Вербловски; если мы упомянем еще и исследования
Ф. И. Деглер, посвященные символике Света Христова и Солнца Спасения (Lumen
Christi et Sol Salutis), то все равно список будет далеко не полным. Мы затрагиваем
чрезвычайно сложный комплекс религиозной проблематики, и здесь, сравнивая
символы и переживания, связанные с люминофанией, следует проводить самые тонкие
разграничения. Необходимо учесть как культурную неповторимость и эволюцию
соответствующих религий в разных направлениях, так и их взаимовлияние и синкретизм.
Попытки охватить эту проблему в целом - бесполезны, так что удовлетворимся
лишь рядом замечаний. Необходимо отметить, что для ветхозаветной традиции
Свет не тождествен Богу и не является одним из атрибутов божественности: он
сотворен Яхве и отличен от света Солнца, которое создано лишь на четвертый
день. Точно так же невозможна quot;дуалистическаяquot; интерпретация борьбы
Яхве с Тьмой и изначальным Океаном. Тьма, как и Воды и Дракон, действительно
символизируют силы Хаоса - и Яхве, творя Космос, действительно обуздывает
их и кладет им предел. Больше того. Тьма ассоциируется в Ветхом Завете исключительно
с Океаном и Драконом-Левиафаном и во многих контекстах отождествляется с ними.
Но Тьма не враждебна Богу, как, скажем, в иранской мифологии. Величайшее отличие
Ветхого Завета от канонических текстов других религий состоит в том, что Яхве
абсолютно трансцендентен по отношению к Космосу. В иудаизме свет освящается
не потому, что в силу своей природы он выступает аналогом Духа и духовной
жизни, а потому, что сотворен Богом. По Филону Александрийскому, свет соответствует
Духу, но это свойство присуще ему лишь потому, что свет является эманацией
Бога.