Сходные теологические положения характерны и для двух других теологических
религий: христианства и ислама. Но поскольку нас интересует не теология, а
непосредственный опыт переживания люминофании, рассмотрим, какую ценность
придавали ему раннехристианские авторы. Один из ключевых эпизодов христианской
мистерии - Преображение Христа - связан с манифестацией божественного света.
Не менее важную роль свет играет в одном из главных христианских таинств -крещении.
Символика крещения чрезвычайно сложна и многозначна, но элементы, связанные
с пламенем и озарением светом, играют в ней едва ли не главную роль. Юстин,
Григорий Назианзин и другие Отцы Церкви называли крещение quot;просвещениемquot;
(греч. photismos), при этом они основывались на двух высказываниях апостола
Павла в Послании к евреям (6,4; 10, 32), когда он называет посвященных в христианские
таинства, то есть принявших крещение (а именно такое истолкование дает нам
сирийский перевод), - photisthentes - quot;просвещенныеquot;. Уже во втором
веке Юс-тин (Dial., 88) упоминает легенду, утверждающую, что во время крещения
Христа quot;над Иорданом взметнулось пламяquot;. Представления о крещении
огнем стали ядром своеобразного комплекса веровании, символов и обрядов. В
виде пламени представляют Святой Дух; сошествие Его на апостолов в иконографии
изображается в виде языков пламени. Таким образом, уже на раннем этапе развития
христианства была разработана доктрина, утверждающая, что духовное совершенство,
святость связаны не только с созерцанием Христа в теле Славы, явленного духовному
взору святого, но и с внешними проявлениями: от святого исходит свет или же
лик его сияет подобно пламени.
Другой источник этих представлений - таинство Преображения Господня на Горе
(позже отождествленной с горой Фавор). Так как каждое деяние Иисуса - парадигматический
пример для христианина, таинство преображения формирует трансцендентную модель
духовного совершенства. Путем подражания Христу святой, божественной милостью,
достигает преображения уже в этой земной жизни; по крайней мере, именно так
Восточная церковь понимает таинство, свершившееся на горе Фавор. Хотя парадигму
всей христианской мистики и теологии божественного Света задает именно Преображение,
весьма интересно проследить, что предпосылки этих представлений восходят к
иудаизму.
Гаральд Ризенфельд в своей книге quot;Иисус преображенныйquot; (Lund, 1947)
показал, что таинство Преображения теснейшим образом связано с представлениями,
характерными для иудаизма. Ряд интерпретаций автора, особенно тех, которые
затрагивают культурные аспекты царского достоинства у евреев, требуют серьёзного
обсуждения. Но это не касается непосредственно предмета наших исследований.
Ниже намечены некоторые важные моменты, указывающие на то, что описания Преображения
связаны с рядом концепций, разработанных в иудаизме. 1) Идея света соотносится
с представлением о quot;Славеquot; Господней: встреча с Яхве есть вхождение
в Свет Славы; 2) от сотворения Адам был наделен лучезарностью, но грехопадение
привело к тому, что он утратил свою Славу; 3) Мессия придет в свете Славы,
сияя как Солнце, ибо Мессия есть Свет и приносит Свет; 4) с наступлением Царства
засияют лица, ибо Свет - знамение будущего Царства, то есть обновленного мира;
5) когда Моисей сошел с горы Синай (Исх., 34, 29), лик его сиял столь ярко,
что Аарон и народ испугались.
Важно ясно обозначить этот ветхозаветный и мессианский контекст Преображения
Христова, ибо тогда станут яснее исторические корни раннего христианства.
Однако при более тесном знакомстве с материалом становится ясно, что ветхозаветная
и мессианская идеология, стоящая за чудом на горе Фавор, являясь исторической
частью религиозного опыта Израиля и в какой-то мере первичного религиозного
опыта всего ближневосточного региона, отнюдь не является чем-то совершенно
чуждым другим религиям. Так, мы видели, что свет как парадигматическое проявление
божественности - общее место индийской теологии. В иранском и индо-тибетском
мифе о Человеке-Свете легко увидеть параллель к легенде о светозарном Адаме,
а сияние, исходящее от достигших духовного совершенства или удостоившихся
милости зреть божество, - мотив, крайне типичный для Индии.