что однажды он видел отца Серафима, окруженного столь ярким
светом, что на него невозможно было смотреть. quot;Я не могу глядеть на тебя,
Отче, - воскликнул он, - очи твои подобны вспышке молнии, лик твой ярче солнца,
так что моим глазам больно на тебя смотретьquot;. Тогда святой Серафим начал
молиться - и ученик смог поднять глаза и взглянуть на него. quot;Я глянул
- и страх Божий объял меня. Представьте лик человека, говорящего с вами из
центра солнечного диска, из яркости его сияющих полуденных лучей. Вы видите
его шевелящиеся губы, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете
его руку на своем плече, но не видите ни ее, ни тела говорящего - а видите
лишь сияющий свет, заливающий все на много ярдов вокруг, освещающий своими
лучами заснеженное поле и хлопья снега, падающие с небаquot;. Было бы чрезвычайно
интересно сопоставить это описание, сделанное духовным учеником Серафима Саровского,
с описанием явления Арджуне Кришны в XI главе quot;Махабхаратыquot;.
Напомним также, ITO Шри Рамакришна, современник Серафима Саровского, иногда
представал окруженный сиянием или языками пламени. quot;Его высокая фигура
выглядела еще выше и светилась, как тела во сне. Темная кожа Рамакришны будто
бы отдавала свет, приобретая сложный и необычный оттенок... Эти яркие цвеча
сливались с сиянием его тела, так что казалось, будто он окружен языками пламениquot;.
Всякое феноменологическое исследование, предметом которого избрана мистика
света, так или иначе должно коснуться таких фактов, как ослепление апостола
Павла на дороге в Дамаск; опыты люминофании, описанные святым Иоанном; Креста,
загадочный quot;талисманquot; Паскаля; клочок бумаги, на котором, крупными
буквами написано quot;Огоньquot;; экстаз Якоба Бёме, когда случайный взгляд,
на отражение солнца в блюде привел к интеллектуальному озарению, в результате
которого, как считал сам Бемя, ему стали внятны все тайны мироздания. Напомним
и ряд менее известных случаев: историю праведной Серафины де Дио, монахини
кармелитского монастыря на Каири (ум. 1699), чье лицо во время молитвы или
после причастия было подобно огню, а глаза сияли пламенем; или историю несчастного
отца Сюрена, который, перенеся столь многие страдания от луденских дьяволов,
познал несколько часов наслаждения красотой и покоем: гуляя однажды в саду,
он увидел, как quot;солнечный свет разгорается ярче обычного, становясь все
сильнее и сильнее; но не утрачивая при этом своей мягкости и не причиняя боли
глазамquot;, так что ему казалось, будто он quot;идет в раюquot;. Не менее
важны световые видения, через которые проходят мусульманские мистики во время
отправления зикра; семь quot;цветных огнейquot; последовательно являются
внутреннему взору суфия на стадии зикра, совершающегося в сердце, а при достижении
глубочайшей сосредоточенности суфий достигает видения струящегося светового
потока - негаснущего божественного света.
Здесь пора остановиться и перестать приводить новые и новые примеры люминофании,
связанной с религиозными переживаниями. Тем не менее, мне бы хотелось рассмотреть
еще несколько случаев люминофании, через которую прошли лица, далекие от теологии
и мистики и совершенно несведущие в этих областях. Один из наиболее поучительных
случаев такого рода - история доктора Р.-М. Бьюка (1837-1902), одного из самых
известных канадских психиатров того времени. Он заведовал кафедрой нервных
и психических болезней Западного университета Онтарио, и в 1890 году был избран
президентом Американской медико-психологической ассоциации. В возрасте 35
лет он прошел через весьма своеобразное переживание, полностью изменившее
его представления о жизни. Незадолго до смерти он опубликовал труд quot;Космическое
сознаниеquot;, названный Уильямом Джеймсом quot;важным вкладом в психологиюquot;.
Д-р Бьюк верил, что некоторые люди способны достигать более высокого по сравнению
с обычным уровня сознания, который он назвал quot;космическое сознаниеquot;.
По его мнению, достижение этого состояния подтверждается в первую очередь
переживанием субъективной люминофании. В книге собрано множество свидетельств
люминофании, начиная от истории Будды и обращения апостола Павла до опыта
его современников. Анализ и предлагаемые автором истолкования