было то, что коридоры и волны света, расходившиеся от
сияющего шара, и даже сама световая сфера в центре были заполнены живыми существами...
единый связный организм заполнял все пространство, состоя из бесчисленных
индивидуальных существований... больше того, мириады этих созданий вились
в воздухе в церкви; они пребывали в постоянном движении, свободно проходя
сквозь людей: наши тела вовсе не были для них препятствием... Эти небесные
сонмы проходили сквозь прихожан, как ветер проходит сквозь кроны деревьевquot;.
Прервем здесь эту удивительную историю; дальнейшее ее содержание не столь
важно для нашего исследования, так как касается, главным образом, феноменологии
мистических переживаний. Описанный опыт уникален тем, что люминофания была
не внезапной, а развертывалась во времени: автор описывает не спонтанное озарение,
а говорит о голубоватой дымке, похожей на туман, преображающейся в фиолетовую
тень, а потом - в слепящий золотой свет. Видение длилось, постепенно меняя
свой характер. Вначале пространство заполнено фиолетовым светом, разливающимся
во все стороны, и рассказчик говорит, что он мог видеть сквозь стены. После
этого он испытал радость, которую quot;не выразить в словахquot;, и, уже
когда он достиг духовного равновесия и покоя, свет превратился, в золотой,
и можно было видеть сияющую сферу и мириады духов.
За этим видением последовало другое переживание, когда, как говорит рассказчик,
он перестал осознавать течение времени и утратил всякое представление о пространстве
и наполняющих его формах, гак что осталось лишь восприятие quot;бесконечного
и вечногоquot;. quot;Мое сознание преодолело некий последний барьер и проникло
в области несотворенного и бесформенногоquot;. Он утратил сознание окружающего
его физического мира. Но этот восторг длился лишь несколько секунд: когда
рассказчик вновь обрел свое quot;Яquot;, пение Те Deum еще продолжалось.
Быстрота перехода от одного восприятия к другому, от созерцания физического
света к проникновению в чисто трансцендентный мир, что превыше времени и пространства,
- самое удивительное в этом опыте. Он подобен стремительной мистической инициации,
протекающей с максимально возможной скоростью.
Сходный, хотя и более краткий опыт описан Уорнером Алленом в книге quot;Мгновения
вне времениquot; (1946): все происходившее с рассказчиком вместилось между
двумя последовательными нотами Седьмой симфонии Бетховена, при этом сознание
не зафиксировало разрыва в течении музыки. Вот описание Уорнера Аллена: quot;Я
закрыл глаза и увидел серебристое сияние, которое оформилось в круг, причем
центр его выделялся своей яркостью. Круг превратился в световой туннель, протянувшийся
от некоего далекого солнца в сердцевине quot;Яquot;. Тут же я почувствовал,
как меня быстро и плавно втягивает в туннель. И покуда я двигался сквозь него,
свет менялся от серебристого к золотому. При этом присутствовало ощущение,
что туннель наполнен током некой силы, исходящей от бесконечного океана мощи,
с другой стороны, я чувствовал, как душа моя наполняется миром и спокойствием.
Свет становился ярче, но не слепил, и в нем не было ничего угрожающего...
Я достиг точки, где время и движение замирали... Я был поглощен Светом Вселенной,
поглощен Реальностью, пылающей как огонь. Обладающий знанием самого себя,
при этом я не перестал быть собой и сам по себе, я был подобен капле ртути,
слившейся с Единым, и при этом сохранял свою отдельность от всего - так отдельна
каждая песчинка в пустыне. Мир и покой превыше всякого понимания и пульсирующая
энергия Творения были одним в этом центре, где противоположности примиреныquot;.
Этот опыт в первую очередь интересен своим метафизическим характером; парадоксальным
образом он объясняет, как можно одновременно существовать во Времени и вне
его, свидетельствуя о своего рода coincidentia oppositorum. Рассказчик говорит,
что он осознавал свою самоидентичность, но при том чувствовал растворенность
в едином, то есть, сохраняя личностное восприятие, был наделен трансцендентным
сознанием: ему открылся центр Бытия, Urgrund, где примиряются все противоположности.
Описание связывающего quot;Яquot; и дальнее Солнце светового туннеля, пройдя
через который рассказчик и удостоился откровения, заслуживают