отдельного анализа.
Однако здесь я хотел бы перейти к другому описанию люминофаний, которое крайне
интересно в силу того, что рассказчик - не только внимательный наблюдатель,
но и знающий ученый. Дж.-Г.-М. Уайтмен, профессор математики в Кейптаунском
университете, - человек достаточно разбирающийся в теологии и метафизике как
Востока, так и Запада. Кроме того, его перу принадлежит ряд весьма серьезных
исследований измененных состояний сознания, написанных на основе личного опыта.
Ниже приводится описание люминофании, пережитой им в возрасте 28 лет. Лежа
ночью без сна, он почувствовал, что покинул тело и вознесся вверх.
quot;Все произошло мгновенно. Глаза мои были открыты. Надо мной, впереди,
вокруг сияла Слава Архетипического Света - она пронизывала меня, и я сам был
ею. Нельзя представить более истинного света, ибо этот Свет и дает всякому
иному свету его сущность; то был не привычный материальный свет, но творческий
свет самой жизни, источник которого - Любовь и Разум, и все живое создано
из его субстанции. (N. В. Я опускаю ряд авторских комментариев, ибо они не
имеют отношения к предмету наших исследований.)
Где-то далеко внизу на мгновение промелькнуло нечто, похожее на поверхность
Земли. При этом мне вовсе не надо было опускать взгляд или поворачивать голову:
я как бы видел все разом. Видение нашей планеты предстало лишь на мгновение
- словно мне давалось понять, сколь далеко мой дух оторвался от Земли и приблизился
к Солнцу.
Как описать источник этого света? Как определить направление, в котором он
находился? Он был где-то сверху, впереди, однако речь шла не о геометрическом
направлении, которое всего лишь относительно, а об абсолютном направлении,
его архетипической сущности. Источником этого света были Жизнь и Истина, Исток
всяких представлений о жизни и истине, - и однако этот источник был манифестирован
в пространстве.
И тут внезапно, без какой-либо смены направления, свет обрел свой смысл, цель.
То была Идея Двенадцати; речь идет не о quot;двенадцатиquot;, что поддается
счету или исчислению, не о quot;двенадцатиquot;, которое дробится на части;
Идея Двенадцати входит в наше представление о том, что есть число двенадцать;
вместе с тем она непостижима для нас и принадлежит Божественному. Влекомый
Светом... я достиг уровня архетипов, и мне было явлено имя Бога Отца. Но тут
мое понимание и повиновение Высшей воле начало рассеиваться, под натиском
самости рассудок стал постепенно утрачивать ясность. На мгновение передо мной
предстала Идея Семерки, но то был уже гораздо более низкий уровень восприятия,
и трудно с определенностью сказать, было ли то объективное восприятие или
плод моего воображения. В следующий момент ко мне уже вернулось сознание моего
телаquot;.
Я намеренно заканчиваю это исследование люминофании примером, в котором присутствует
число двенадцать, уже встречавшееся нам в истории американского торговца.
Рассказ Дж.-Г.-М. Уайтмена поражает точностью и обстоятельностью; из него
не только видно, что автор - математик, но и то, что он весьма начитан в философии
и теологии. И описание Света в этом рассказе, так же, как указание на его
источник, который есть источник представлений о Жизни и Истине, заставляют
задуматься о том, что невнятица и неясность, столь характерные для многих
описаний люминофании, объясняются в первую очередь недостатком философской
подготовки у тех, кто пытается облечь этот опыт в слова. Когда мы слышим,
что опыт люминофании quot;невозможно описатьquot;, что он quot;превышает
человеческое пониманиеquot;, то эти формулы говорят не только о характере
самого опыта, но и о недостатке философских знаний у того, кто его пережил.
Однако последний приведенный нами пример еще в одном отношении разительно
отличается от боль-, шинства современных описаний люминофании: профессор Уайтмен
- верующий человек и философ. И поэтому встреча с Божественным Светом не была
для него потрясением, переменившим всю его жизнь, как это случилось с доктором
Вьюком; люминофания лишь углубила его веру и помогла обрести основания для
философских построений.
Мы рассмотрели различные случаи люминофании и связанные со светом представления,
верования, концепции. При этом материалом наших исследований