мистический quot;огоньquot; возбуждаются к расцвету и открытию. Поэтому
на второй ступени развития упражнения ведутся в настоящей йоге, главное в
ее аспекте - Хатха-йога.
Когда этот мистический огонь-змей достигает бровей, духовному взору мистика
открывается quot;Божество Кундалиниquot; в образе языка пламени, и не аллегорически,
а перед его закрытыми глазами появляется, как настоящее, пылающее пламя. Этот
момент обозначает третью ступень медитации, а также и третью ступень мистика.
Теперь он начинает медитировать о quot;точкеquot; (Бинду Дхиана). Что значит
эта quot;точкаquot;? Индийское слово quot;биндуquot; значит собственно
quot;кайляquot; и указывает на капельную форму огня. Это знаменитая Кхечари
Мудра, которая под видимостью quot;языкоглотанияquot; скрывает quot;введение
языка пламениquot; - в отверстие макушки головы (Кха) - между гипофизом и
шишковидной железой, в переносном смысле quot;небесное пространствоquot;,
сверху неба, между серединой междубровья и задней частью головы - затылком.
Это quot;введение языка пламениquot; - смотрение на него, которое в йоге
называется quot;смотрение с упоениемquot; (Сенендам). Оно дает упражняющемуся
полное познание объекта, quot;действительное восприятие прямо перед глазамиquot;,
так же, как и блаженство. Ибо тайна йогических сил - это способность видеть
объект обладания в своем quot;третьем глазуquot;, в полной ясности формы,
цвета и излучения (на этой ступени, показанное в астральном свете во всем
блеске красок является с последующим угасанием). Как объясняет Агни-йога,
новый вид йоги ожидаемого мирового учителя: quot;Каждое ясное видение объекта
в нашем quot;третьем глазуquot; делает его для нас почти осязаемым. Когда
образ предмета вызывается в полном совершенстве линий и цветов, на него можно
непосредственно воздействовать. Можно им владеть независимо от отдаленности,
можно его иметь в своей власти, от обыкновенных объектов до далеких планет
можно распространить это воздействиеquot; (Агни-йога, Иерархия, 90).
Так, видение свернувшейся золотой змеи и пламени в Му-ладхаре (копчике) вызывает
самопроизвольное пробуждение сил Кундалини, которые поднимаются мгновенно
в светлом сиянии к голове и открывают центры. Видение шишковидной железы любого
числа людей ставят этих людей под полный контроль, -quot;ак что все мысли,
которые передает им йог, они переживают пластически как полный обман чувств,
как будто они все под гипнозом. Похожее видение центра пуповины человека дает
точное ознакомление любой глубины с внутренней структурой его тела (как снимок
рентгена) и т. д. Читатель может найти много других данных о приложении этой
способности в третьей главе Йога-сутр Патанджали, где описывается еще много
других сил, получаемых путем видений. Также и в тантрах, особенно в Трипунадана
Самукайя, есть описания, связанные с каждой чакрой сил, которые в таких случаях
развиваются (отсылаю читателя к этим описаниям).
Полное раскрытие всех психических сил. Йога все же еще не высшая ступень,
особенно раз Патанджали, который считает эти силы quot;прибавкойquot; (Упазаринх)
к Самадхи, говорит дальше: quot;Через равнодушие даже к этим силам уничтожается
семя зла и наступает освобождениеquot; (Йога-сутра III, 50). Под освобождением
(Каивалья) йога понимает полное освобождение духа (Пуруша) от материи (Пракрит
II), полное возвращение божественного совершенства. Поэтому четвертая ступень
развития должна вести к этой высокой цели.
Вернемся опять к четырем ступеням медитации - на этот раз только к последнему
их отрезку, который по закону аналогии должен определить основной характер
четвертой ступени развития. Собственно говоря, все силы (Сиддхи) принадлежат
к трудно познаваемой четвертой ступени медитации - quot;созерцанию целиquot;
(Лакшиям Видхи). Ибо они возникают в момент полного самозабвения (Лайя), слияния
quot;сознанияquot; с целью.
Мундука-Упанишпад говорит об этом: quot;Ом - лук, quot;Яquot; (Атма) -
стрела, а Брахман - мишень. С вниманием попади в нее и стань, как стрела,
един с нейquot; (II, 24).
Таким образом, четвертая ступень развития характеризуется прежде всего этим
- quot;стань единым стрелы и мишениquot;. Затем на этой ступени самопроизвольно,
без каких бы то ни