гармонизировать, дух тоже станет спокойным.
Однако психосоматическая релаксация не переходит в вялость и полную расслабленность, так как наряду с возбуждением это тоже считается отключением от оптимального функционального состояния и мешает медитации.
Поэтому в случае отключения в ту или иную сторону необходимо применять саморегуляцию (спокойное мысленное внушение нейтральности и т. д.) для восстановления и поддержания оптимального состояния.
Сам процесс медитации осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке (саискр. экагра; кит. и-нань-(синь).
Это состояние сознания сочетается с максимальной релаксацией и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно уравновешенного состояния.
Медитация начинается с сознательной концентрации внимания, медитирующий сосредоточивает его в одной точке и интенсивно всматривается своим внутренним взором в пустоту, стремится опустошить свое сознание до полного отсутствия каких-либо мыслей или образов восприятия. Такое состояние сознания называется одноточечностью сознания (и-нянь-синь) или сознанием, лишенным мыслей (у-нянь-сань), или несознанием (у-шнь).
Однако сосредоточенность сознания вовсе не означает, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. По мере тренированности медитирующий вырабатывает в себе способность к несознательной концентрации взимания, когда -сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет как вода, не задерживаясь ни на одном объекте. И вместе с тем. отражая его с максимальной адекватностью, когда медитирующий в состоянии сосредоточить свое внимание на определенном объекте без веяного напряжения и осознанного стремления сделать это, то есть как бы при пассивном участии самого человека или, точнее, его индивидуального Я, которое в таком состоянии перестает быть контролерам или наблюдателем собственной психической деятельности, как бы растворяясь без остатка в общем потоке психики. У-синь - это действие (на каком угодно уровне - физическом или психическом) без попыток в одно и то же время контролировать и наблюдать за действием со стороны. Поэтому такое состояние называлось также y-вo - не-я, отсутствие индивидуального Я.
Главным содержанием медитации является реализация пустоты (санокр, шуньята, кунья; кит. чжэныкун, сюй-кун) и выход за пределы собственного Я.
Чань-буддист подвергает интуитивному рассмотрению (созерцанию) свой собственный поток психики, свое Я - образы, мысли, чувства, стремления и т. д., в результате чего обнаруживает, что все эти феномены, все, что он в состоянии обнаруживать в этом погоне, не имеет отдельного, независимого существования и в этом смысле нереально, а его Я. нельзя свести ни к какому-либо одному феномену его психики, ни к их сумме, и поэтому говорить о своем Я как о чем-то реально существующем можно лишь условно.
Через переживание отсутствия собственной, независимой сущности различных психических образований (эмоций, мышления, восприятия и т. Д.) постигается пустотность, то есть несубстанциональность, иллюзорность, отсутствие собственной независимой сущности всех вещей и явлений, всего феноменального - внешних объектов, так называемых живых существ (кит. чжун - шэн), своей собственной природы, а также пустотность самой пустоты. Пассивно созерцая феномены своей психики и внешние образы восприятия, следует проявлять полное безразличие, максимально отстраненное (отрешенное) отношение к мелькающим мыслям и образам, которые должны следовать в общем потоке психики легко и свободно и не оставлять в сознании никаких следов, подобно птицам, легко и бесшумно пролетающим по небу и бесследно исчезающим вдали.
Будучи не вовлеченным в поток сознания, медитирующий позволяет мыслям и чувствам течь свободно, наблюдая за ними без какого-либо определенного намерения, пока они самопроизвольно не исчезнут. У -синь - это состояние целостности, в котором сознание функционирует свободно и легко, без ощущения наличия второго сознания или Эго, стоящего над ним и контролирующего его. При -этом психика, лишенная дестабилизирующего и деструктирующего вмешательства индивидуального Я, предоставленная самой себе и спонтанно функционирующая наиболее естественным для себя образом успокаивается сама собой и достигает предельно уравновешенного и безантропийного состояния, которое уподобляется чань - наставниками зеркальной поверхности спокойной воды: Это такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность