не может доминировать над другими.
Основной упор в чаньской медитации делается на естественной саморегуляции, когда медитирующий не стремится навязать своей психике направляющую и регулирующую волю своего Я, а наоборот, отказывается от представления о дискретности собственного существования, выходит за пределы индивидуального Я и оставляет свою психику в покое, представляя ей возможность самой управлять своей деятельностью в соответствии с собственными, наиболее естественными для нее законами, позволяя ей самой находить наиболее оптимальный режим функционирования.
Однако отказ от ощущения своего Я как дискретной сущности не означает абсолютную бесконтрольность мыслей и поступков, полную безответственность и безвольную реактивность, лишенную всякой -целенаправленности, а лишь освобождение от субъективности восприятия, эмоциональных эффектов и психического напряжения, обусловленных привязанностью к своему Я.
Моя система чаньякой тренировки направлена на то, чтобы развить силу воли и полное самообладание, но не в смысле жесткой внешней дисциплины, а в смысле- самоконтроля и саморегуляции, когда бразды правления берет на себя психосоматическая целостность, в которой сознательные и подсознательные уровни находятся в гармоничном взаимодействии и непротиворечивом единстве.
При этом воля, идущая от сознательного уровня психики и обусловленная деятельностью индивидуального Я, должна уступить место безличной, совершенно объективированной воле, которая исходит от истинной природы человека и усиливается за счет того, что ее максимальной концентрации и проявлению всех ее потенциальных возможностей не мешают различные демобилизирующие факторы, связанные с наличием индивидуального Я: рефлексия, страх или беспокойство за свою Я - концепцию и т.
Чаньская традиция предписывает подчинять, воспитывать и развивать волю и другие психические функции, но не подавлять или уничтожать их. Буддийская концепция срединного пути избегает крайностей аскетизма, когда чувства тренируются до тех пор, пока ,не перестают выполнять свои функции: глаз не видит, ухо не слышит.
Подлинное воспитание чувств означает их тренировку с тем, чтобы они могли различать все формы чувственного сознания и оценивать их по достоинству. Одновременно подчеркивается, что без дисциплины и упражнения воли нельзя избавиться от омрачающих факторов психической жизни, так как дурные желания не могут быть устранены, если к ним относиться пассивно, - их устранит только сильная воля и целеустремленность.
В русле этой традиции чань - буддист стремится избегать крайностей аскетизма, с одной стороны, и полного отказа от веяной тренировки - с. другой, и в своей практике психотренинга используют сбалансированный подход, в котором усиленное напряжение воли сочетается с релаксацией, дисциплина чу1вств и эмоций - с естественностью психических проявлений.
Под воздействием чаньского психотренинга такие важнейшие психические процессы, как сенсорное восприятие, представления, мышление, эмоции, память и т. д. не подавляются или искажаются, а наоборот, развиваются и усиливаются, поднимаясь на качественно новый уровень, в результате чего повышаются регулятивные способности всей психики в целом. При этом как и в даосизме основной акцент делается на естественности, хотя в чань- буддизме уделяется более пристальное внимание тому, чтобы определенным образам организовать естественные психические проявления, обуздать их в рамках самодисциплины и самоконтроля,.
Чань -буддасты и даосы считают, что дискурсивное мышление, основанное на принципе бинарной аппозиции, видит дуальные отношения там, где их в действительности нет, расчленяя целое на части и противопоставляя их друг ДРУГУ. в результате чего разрушается гармоничное единство и целостность бытия и человек начинает отчуждать себя от своей внутренней природы, одновременно отчуждаясь от окружающей природной среды и противопоставляя свое индивидуальное Я всей объективной Реальности, которая начинает восприниматься как объект (или сумма объектов) деятельности этого Я; так человек утрачивает целостное видение мира, мира как неделимого целого, частью которого является он сам, и природной среды как целостной и взаимосвязанной системы, с которой он связан множеством теснейших ув и во многом зависит от нее, несмотря на все свое могущество.
Мир чань -буддиста и даоса принципиально не-дуален (бу эр), поэтому они стремятся апеллировать прежде всего к природному началу в человеке, пробудить и активизировать его, освобождая от гнета внешних условностей. Это стремление отчетливо