том, что открыто;
4)Т о г о - понимать.
Ill вариант духовной программы Падмасамбхавы (прямой путь) в последовательности:
1) Прочитать как можно больше религиозных и философских книг. По возможности чаще слушать проповеди и речи ученых и наставников, исповедующих самые разные истины и теории. Испробовать на себе самом всевозможные методы; G) Ив всех изученных доктрин выбрать одну, отбросив остальное, подобно орлу, намечающему себе добычу из целого стада.
3) Жить скромно и не стараться выдвинуться; иметь смиренный вид; не
привлекать внимания; не стремиться быть равным великим мира сего.
Но под личной незначительности высоко вознести свой дух и быть неизмеримо выше славы и почестей земных.
4) Быть ко всему безразличным, не выбирать лучшего из того что вам
дают; не делать ни малейшего усилия получить или избежать и т. д.
Принимать, что выпадает на долю - богатство или бедность, похвалы или презрение; перестать отличать добродетель от порока, доблестное от пошлого, добро от зла. Никогда не скорбеть, не раскаиваться, не предаваться сожалениям, что бы ни произошло, - с другой стороны, ничему не веселиться, не веселиться и ничем не гордиться.
5) Бесстрашно и отрешенно наблюдать борьбу мнений и разнообразную деятельность живых существ. Думать: Такова природа вещей, образ жизни различных индивидуальностей. Созерцать мир, подобно человеку, глядящему с самой высокой вершины на расположенные далеко внизу горы и долины.
6)Шестой этап описывать нельзя. Он тождествен понятию пустоты. (-В соответствии с тибеткой формулой - Одушевленные существа лишены личности - ото.
В общем смысле, под понятием пустота можно понимать - отсутствие o .это). Примечание:
1. Каждый учитель-мистик в Тибете имеет свой план-метод. Даже к разным ОБОИМ ученикам он применяет разные методы.
2. Ученику не навязывают никаких теорий. Его сознание всегда свободно.
Он может варить, отрицать, сомневаться соответственно своим природным Склонностям.
3. Роль наставника (прямого пути прежде всего заключается в руководстве подготовительный! периодом очищения. Учитель должен побудить ученика освободиться от верований, идей, привычек, наклонностей - от всего, что развилось и укоренилась в его сознании. Рассматривая это как следствие причин биологической природы происхождения человека, затерянной во тьме времен.
Осуществление духовной программы развития производится в специальном затворническом помещении - тсхам. Существует несколько разновидностей тсхам (затворничества), по степени изоляции.. Затворник теперь называется тсхам-па. Питаются раз в день (иногда подается чай несколько раз в день). Особые затворнические пещеры называются тсанг - ханг - это в форме домиков, а если в горах - ритэ. Сзади ритэ должна быть скала, спереди - горное озеро или речка в долине. Должен хорошо просматриваться восход и заход солнца. Живущие в ритэ называются - ритэпа, они медитируют не обязательно внутри, а и на свежем воздухе. Ходят за водой, топливом. Не всегда ритэ-па адепты прямого пути, но всегда это оккультисты или мистики.
Итак, парой теряя сознание дня и ночи, ученик занял своим духовным развитием: выполняет различные специальные упражнения (расскажем о них дальше) и медитирует над философскими проблемами.
Большинство упражнений заимствовано (особенно для начинающих) из индусского тантризма. Иногда вместо упражнений повторяется миллионы раз какая - нибудь мантра, чередуемая поклонами. Иногда упражнениями служит индийская пранаяма. Дыхательные упражнения выполняются в специальных позах и служат побуждению духовной анергии. Здесь различают две системы: одна более простая - это воздействие на сознание путем регулирования дыхания и другая, более сложная система - это дыхание само регулируется при создании безмятежности всезнания (духа). К дыхательным упражнениям затворник присоединяет медитацию созерцание, прибегал к помощи магических кругов киилк - хоров - это диаграммы, начертанные на бумаге, земле, ткани (металле, камне, дереве) и т. д. На них наносятся палочки, светильники, флажки, божества из теста, краски и т. д. Киилкхоры - это магические существа и с ними следует обращаться осторожно, по особой науке, на основании специальных посвящений (их не только).
В центр магического круга (киилкхора) ставится фигурка божества. Задача ученика читать книги об этом божестве и его атрибутах, а затем довиться видения этой богатой картины, опираясь медитативным взглядом на
фигурку в магическом круге. Затем ставится задача вдохнуть жизнь в этот (неодушевленный предмет (обряд прана - пратишта) с помощью