звуки, издаваемые ручкой или карандашом при записи начальной буквы слова, обозначающего тот или иной символ, в целях дальнейшей проверки данных.
Бесспорно, что современные методы изучения экстрасенсорного восприятия в большинстве своем исключают возможность передачи сенсорных сигналов. Однако исследователь должен четко сознавать, что одаренный перципиент может легко использовать как подсказку идеомоторные движения, которые позволяют угадать любой символ, объект или картину, неоднократно предлагаемые ему для опознания во время экспериментов.
Первые эксперименты по изучению неосознанной артикуляции (непроизвольного шепота) были проведены Леманом и Хансеном, которые хотели выявить возможность влияния каких-то искусственных факторов на результаты телепатического контакта. Они поставили два вогнутых зеркала друг напротив друга. Расстояние между фокусами составляло 2 м. Затем исследователи уселись спиной друг к другу таким образом, чтобы головы располагались на уровне фокуса зеркал. Они пытались передавать числа от 10 до 99, которые были изображены на доставшихся наугад карточках. Через некоторое время стало прослеживаться сильное стремление к проговариванию про себя передаваемого числа. В целях исключения возможности
слышать полупроговариваемые слова передающий прикладывал рот, а принимающий - ухо к фокусу расположенного напротив зеркала. При этом передающий строго следил за тем, чтобы его губы не двигались, а рот был крепко сжат. Однако язык и голосовые связки могли двигаться, как если бы он произносил цифру вслух. Вскоре у экспериментаторов уже не оставалось сомнении в том, что эта рудиментарная вокализация имела огромное влияние на результаты телепатической передачи. Из 500 экспериментов правильные или почти правильные цифры были названы в 74,4% случаев. Отрицательные результаты составили 25,6%.
Таким образом, ученые пришли к выводу, что движения голосового аппарата - неизбежный аккомпанемент процесса мышления. Именно этот факт и заставил многих сторонников бихевиоризма считать процесс мышления безмолвной речью.
Анализируя эти результаты, безусловно следует принимать во внимание тот факт, что они сознательно проговаривали про себя передаваемые числа. Именно это обстоятельство и стало причиной критического отношения к их исследованию. Однако если бы специалисты использовали не 90 цифр, а всего лишь
5, то положительные результаты отмечались бы не в 74%, а приблизительно 90% случаев. Поскольку карты Зенера включают в себя изображение только пяти символов, можно представить какую важную роль начинают играть здесь непроизвольная артикуляция или другие разновидности сенсорных сигналов.
Термины непроизвольный шепот или неосознанная артикуляция неудачны и плохо отражают суть происходящего. Здесь скорее подходит такое понятие, как эндофазная иннервация. Последняя при глубоком сосредоточении на объекте мысли может вылиться в непроизвольный шепот и даже достаточно громкие рассуждения вслух, которые даже не осознаются индивидуумом.
Учитывая все сказанное выше, необходимо еще раз подчеркнуть, что эксперименты по телепатии должны строиться таким образом, чтобы полностью исключить возможность улавливания перципиентом любых сенсорных сигналов, включая неосознанную артикуляцию. Неизбежно напрашивается вывод о том, что хороший передатчик мысли - это прежде всего человек с высокореактивной системой эндофазной иннервации. Что касается приемника, то здесь все зависит от остроты его или ее слуха.
Илга К. -девятилетняя девочка из крестьянской семьи, которая начала говорить практически только в 8 лет. Посещая начальную школу, она вскоре стала распознавать отдельные буквы, но не могла читать не только слова, но и простые слоги. По прошествии какого-то времени учитель заметил, что если он стоит возле девочки и смотрит в книгу, то она читает любой текст, в том числе и на иностранном языке. При сосредоточении учителя или матери на решении какой-то арифметической задачи девочка, абсолютно неспособная справится с самой простейшей из них самостоятельно, без колебаний давала правильный ответ. Мать Илги также жаловалась на то, что не может спрятать ничего от ребенка, которой безошибочно угадывал, где находится спрятанный предмет. Была ли Илга телепатом? На этот вопрос попытались ответить профессор Ньюрейтер и его сотрудники.
Роль передатчика при проведении эксперимента была возложена на мать девочки. Илга успешно решала задачи, читала тексты не только на литовском, но и на немецком, французском, английском и латинском языках. Было отмечено, что ошибки в произношении