феномена нашлись здравые люди, которые во всем трезво разобрались и все досконально объяснили. Спасибо им.
Все же это не помешало птичке выпорхнуть из гнезда и начать порхать по белу свету (за что мы должны быть благодарны товарищу Гольдбергу и психологам из Нижне-Тагильского пединститута).
То, что Кулешова подгладывает, устанавливалось бесчисленное множество раз, но жажда чуда бьша так велика, что на это закрывали глаза.
Вот это-то обстоятельство мы и должны иметь в виду: рано или поздно трезвый научный подход, конечно, одерживает верх, однако временный успех в схватках местного значения нередко имеет и подход противоположный: сплошь и рядом бывает так, что строгими научными данными просто пренебрегают - у обывателя своя наука, свой взгляд на мир, он видит в нем то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле.
Основные правила методики № 1
1. Чтобы шепотом при чтении не проговаривать слова и мысленно не произносить их, следует плотнее сжать зубы и повторять про себя один, два, три и т.д..
2. Водить глазами при чтении по странице сверху вниз, а не слева направо.
3. Схватывать одним взглядом группу слов, а не одно или два слова, как вы это делаете, читая в данную минуту эту страницу.
4. Не останавливаться и не возвращаться взглядом к пройденным кускам текста.
5. Тренировать периферическое зрение, стараясь взглядом охватить как можно больше слов.
6. Чаще тренироваться. Идя по улице, стараться одним взглядом запечатлеть номера проезжающих машин, рекламную информацию и т.п.
Основные правила методики N 2
1. Ежедневно тренироваться по 30-40 мин.
2. Читать без регрессий, т.е. не допускать возвратных движений глаз.
3. Читать по принципу интегрального алгоритма () для формирования навыка чтения, предусматривающего определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Всего 7 блоков интегрального чтения (книги, статьи): 1) автор; 2) источник и его данные; 3) проблема; 4) фактографические сведения; 5) особенности излагаемого материала; 6) критика; 7) новизна излагаемого материала и возможности использования в практической работе. Требуется хорошо запомнить
все блоки алгоритма и не забывать их при чтении.
4. Выработать умение извлечения дифференциального алгоритма чтения, т.е. ключевых слов - смысловых рядов - доминанты или значения смысловой части текста.* (*Алгоритм - совокупность каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца; интегральным он называется по тому, что его действие распространяется на весь текст в целом.)
5. Избавиться от артикуляций при чтения текста (проговаривание слов шепотом, мысленное произнесение слов) и предельно сжать внутреннюю речь (она проявляется в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих смысл текста).
С этой целью предлагается для многократной тренировки упражнение Выстукивание ритма.
Суть упражнения такова: читая какой-либо текст про себя, вы выстукиваете рукой ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он представляет собой двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта.
Достаточно почитать в течение 20 ч. с выстукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга, сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку информации, поступающей в мозг по зрительному каналу,
Алгоритм - совокупность каких-либо действии или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца; интегральным он называется по тому, что его действие распространяется на весь текст в целом.
без проговаривания. Для выстукивания ритма карандаш берут тремя пальцами правой руки и ударяют по столу - твердо, уверенно и четко. Ритм выстукивают при активном движении всей руки, а не только кисти. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное - обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма. Поначалу чтение с одновременным выстукиванием ритма проходит очень медленно и без понимания прочитанного. В течение недели рекомендуется читать так несложные тексты по 1-1,5 ч ежедневно. Все время вспоминайте ритм и выстукивайте его перед сном. Совершенствование в скорочтении пойдет по следующей схеме:
1-я фаза тренировок (8-10 ч) Ч = В,
2-я фаза тренировок (до 10 ч) Ч плюс В = П.
3-я фаза тренировок Ч плюс В плюс П = 3,
4-я фаза тренировок (до 100 ч) Ч плюс В плюс П плюс 3,
где Ч -