лесам, как медведь или волк (собака). Изгнанный из общества назывался рыщущий по лесу, волк, вол-
чья голова и т.п.
Верования в оборотней развивались под влиянием издревле господствующих в мышлении первобытных людей идей о происхождении людей от определенных животных(тотемизм), об одушевленности всей природы (анимизм), о культе плодородия, связанном с почитанием матери-земли. Подобные верования развивались также под влиянием разработки древними людьми категорий время и пространство, что было обусловлено всей их общественно-экономической практикой. У большинства первобытных народов год делился на две половины - зиму и лето. Весна и осень, т. е. период межсезонья, считался временами между временами, когда природа находилась на грани жизни и смерти. Так же обстояло дело и
с верой в души и одушевленность всей природы.
В природе межвременья, к которым относятся также под день и полночь, души и духи проявляют особую активность Люди в эти периоды, по поверью древних, могут, изменив свой облик, побывать в ином мире и вступить в контакт с ним на благо или в ущерб себе. Стоило только накинуть шкуру животного или украсить себя другими атрибутами природы, и человек, оставаясь человеком, одновременно превращался в иное существо или предмет, т.е. являлся ни тем и ни другим. Постепенно в сознании людей выкристаллизовалось представление о том, что одни люди более способны к таким превращениям, другие - менее. Более способные могут быстро и непосредственно вступать в контакт с силами природы, то принося пользу людям, то нанося им вред. Возникла вера в оборотней, вервольфов (от древнегерманского вериан - переодеваться).
На исходе средневековья под давлением церкви, считавшей всякие отклонения от христианской догматики происками нечистой силы, такая способность стала приписываться ведьмам, колдунам и подобного рода фигурам, которые, чтобы быстрее вступить в контакт с иными силами, применяли для этой цели, по убеждению идеологов церкви, особые, волшебные, снадобья и мази.
Есть многочисленные свидетельства того, что лица, которые были обвинены церковниками в оборотничестве, ведьмачестве и тому подобных грехах, использовали сильные наркотические вещества.
Это, в частности, было вызвано скудостью питания простого народа в те времена в Европе. Если по каким-то причинам существующий уровень питания недостаточен для нормальной жизнедеятельности, прием наркотиков может принести временное облегчение. Однако, быстро привыкая к такому допингу, организм перестает самостоятельно вырабатывать нужные соединения. Так возникает наркотическая зависимость, ведущая к тяжелым нервно-психическим расстройствам и деградации личности. Тяга к наркотическим веществам увеличивается при стрессе, голодании, недостатке в рационе глюкозы и витаминов В, Д и С. Когда псе питание населения улучшилось с введением в рацион таких богатых аминокислотами овощей, как зеленый горошек бобы, уменьшилось и число вышеприведенных случаев.
Предрасположенность к болезни коренится в процессах, совершающихся в организме человека. Иначе говоря, помимо социальных имеются и глубинные биологические предпосылки развития наркомании. Скорее всего, решающую роль здесь играет уровень содержания в крови эндогенного этанола и продуктов его окисления, активно участвующих в обмене веществ.
В средневековой Европе среди явлений массового наркотического отравления наиболее известны эпидемии эрготизма (от франц. ergot - спорынья), вызывавшиеся употреблением зерна, пораженного спорыньей. Они сопровождались вспышками ликантропии (от греч. ликантроп - человек-волк ) - формой умопомешательства, при которой больные воображали себя превращенными в зверей, преимущественно в волков. В ХУ1 в. ликантропия, особенно во Франции, носила характер эпидемии. Больные представляли себя обросшими шерстью, с ужасными когтями и клыками и утверждали, что во время своих ночных скитаний разрывали людей, животных и, в особенности, детей. Нередко в деревнях ловили ликантропов, бе-
гавших на четвереньках и подражавших вою волков. Их считали колдунами, принявшими звериный облик, чтобы причинить больше вреда христианам. На оборотней устраивали облавы и подвергали обычной для колдунов казни - сожжению.
Спорынья содержит пеструю смесь алкалоидов, в основе структуры которых лежит вещество, названное лизергиновой кислотой. Швейцарский исследователь Гофман пережил приключение с невеселым началом, но, к счастью, благополучно закончившееся. Работая с одним из искусственных производных лизергиновой кислоты, зарегистрированным в дневниках лабораторий