н-фу прямого отношения не имело и не имеет. Это искусственное обозначение китайского бокса, несущее в себе целый комплекс заведомо искаженных представлений с сильным налетом восточной экзотики. Именно поэтому слово кун-фу, хотя в наши дни оно и перекочевало в новом значении из США, Англии и Франции обратно в Гонконг и на Тайвань, неприемлемо. Кроме того, китайское понятие кун-фу не лучшее определение для воинских искусств Японии, о которых идет речь в книге. Может быть универсального определения родственных комплексов воинских искусств вообще не существует, но кэмпо представляется наиболее точным из всех возможных вариантов. Тем не менее, поскольку слово кэмпо не отражает национальной специфики и своеобразия различных ответвлений, избежать использования некоторых китайских, японских или корейских терминов в работе оказалось также невозможным, тем более, что все они давно уже имеют хождение в странах Запада.
Какой же смысл заложен в понятии кэмпо? Однозначно ответить нелегко. Кэмпо - это учение, сложный комплекс духовной и физической культуры, это многовековые традиции борьбы, находящиеся в непрестанном развитии. Кэмпо - также и путь реализации популярной на Востоке концепции единства микрокосма человеческой личности и макрокосма, достижения гармонии с миром и с самим собой.
Условно можно выделить следующие источники кэмпо: даосская философия, выдвинувшая идеи Пустоты, борьбы сил Инь и Ян, взаимодействия Пяти первоэлементов. Недеяния, Мягкости, Естественности, Метаморфоз.
Йога как система психотренинга, физического и духовного совершенствования человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех основных национальных форм: индийская йога, тантрическая буддийская (китайская, тибетская, японская) йога и даосская (китайская) йога.
Традиционные теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци, о точках и меридианах, об их связи с внутренними органами, о развитии энергетики организма (ци-гун).
Бионика древности, наблюдение за повадками животных, из которого возникли так называемые звериные стили кэмпо.
Локальные системы рукопашного боя и ритуальные боевые танцы различных племен и народностей.
Опирающаяся на теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая, в которой сформулированы принципы стратегии и тактики борьбы.
Чань (Дзэн) - буддийская психотехника, позволившая добиться поразительных результатов в концентрации и самовнушении.
Можно также обозначить составные части кэмпо, сохранившиеся с древности до наших дней:
- конфуцианские этические нормы в формировании личности;
- разнообразная детально разработанная методика обучения: подготовки тела, психическая перестройка, способы работы с пятью стихиями, с предметами и формами-образами;
- обширнейший арсенал приемов борьбы во всем многообразии национальных видов, направлений, стилей и школ.
Только такая классификация дает возможность рассматривать кэмпо как единую систему, как культурологический феномен, как особую область Знания, как Учение.
В Китае в середине I тысячелетия нашей эры четко обозначилось деление эзотерических воинских искусств на две ветви: даосскую и буддийскую.
Даосская ветвь кэмпо породила многочисленные школы так называемого мягкого, или внутреннего, направления, в которых делался упор на развитие энергетических способностей организма, на управление биоэнергией ци, позволяющей многократно усилить изощренные приемы рукопашного боя. Местом зарождения внутреннего направления по традиции считается гора Удан в провинции Хубэй, где некогда жил легендарный отшедьник-воитель, а ныне находится даосский монастырь. Иногда Тайцзи-цюань, Ба гуа-чжан, Син-и и все прочие внутренние школы (нэй-цзя) объединяются понятием Удан-пай (направление Удан). Внутреннее направление кэмпо практиковалось в бесчисленных даосских сектах.
Монастырские буддийские школы, ведущие происхождение от чаньской обители Шаолинь, предпочитали так называемое внешнее направление кэмпо (вай-цзя), в котором особое внимание уделялось закалке тела, развитию скоростно-силовых качеств - словом, всего, что сейчас на Западе ассоциируется с понятием кун-фу и каратэ. Существовали также промежуточные варианты, например, направление Эмэй-шань-цюань, со-
четавшие основные характеристики мягких и жестких шкод.
Классификация и систематизация эзотерических школ и стилей кэмпо - дело будущего, по трудности сопоставимое с составлением Системы природы Линнея. Весьма приблизительно можно наметить такое соподчинение. В рамках каждого из двух направлений классического кэмпо - даосского (внутреннего)